Казым. Земля Кошачьего Локотка







Этнотуризм - визитная карточка народов (Отчет о проведении международной смены «Форум общения»)

Международная смена «Форум общения» проводилась под общей темой «Этнотуризм - визитная карточка народов».

читать >>



"Сны забытого стойбища" - театральный проект

С 23 по 9 августа в рамках проекта «Легенды Земли Казымской» (грантовая поддержка Департамент культуры ХМАО-Югры) на детском этнокультурном стойбище «Нумсанг ёх» была организована театральная смена, в которой приняли участие 30 ребят из с. Казым. Ребята познакомились с театром, сценическим искусством. Каждый участник смог попробовать себя в роли актера. Итогом театральной смены стала постановка спектакля «Сны забытого стойбища», режиссером - постановщиком которого стала Аннэ Тюрнпу - известный режиссер из Эстонии.

читать >>



Летняя школа коммуникации 2010

Летняя школа коммуникации "Родные языки в мультикультурном пространстве" состоялась на базе детского этнокультурного стойбища «Нумсанг ёх» (Нярсагорт, Казымская территория, Белоярский район Ханты-Мансийского автономного округа - Югры) с 9 по 15 августа 2010 года. Размещаем рассказ о проекте и фотоподборку.

читать >>



Этнопедагогика в фольклоре казымских хантов: этапы становления Человека

В традиционной культуре задача воспроизводства народа, становления Человека как члена этнического сообщества всегда была главной и являлась общим делом. С детства у каждого ребенка были социальные родители: пукн ангки (пупковая мать), алтум ангки (поднимающая мать), пярна ангки (крестная мать), - которые наряду с «биологическими» родителями занимались воспитанием новых членов рода. Обряды определения «чья душа вселилась» и «к какому духу голову повернул» - задавали для ребенка некоторый образец для подражания, жизненную траекторию. Во время обрядов поклонения духам и «медвежьих игрищ» ребенок идентифицировал себя с разными этническими сообществами, осваивал язык, этические нормы. Это была система персонального патроната каждого члена рода, позволяющая вырастить из ребенка настоящего Человека. Не случайно, ханты - самоназвание народа, в переводе означает Человек.

читать >>



Нумсанг ёх: 10 лет вместе

Детское этнокультурное стойбище «Нумсанг ех» разработано на основе проекта культур-антропологической школы (КАШ) в с. Казым Белоярского района, реализацией которого в 1991-1997 гг., занимались авторы (О.А. Кравченко, Е.Т. Федотова, М.В. Молданова, Р.М. Потпот). Одной из форм работы с детьми в летнее время в КАШ были различные экспедиции. Исследования традиционного уклада жизни и накопленный опыт работы педагогов позволили поставить вопрос о создании детского этно-культурного стойбища, где наряду с освоением практических навыков жизни в полевых условиях дети могли бы получать более глубокие теоретические знания.

читать >>



Год за годом... (из истории Казымской школы)

26 декабря 1931 г. на IX партийной конференции в Березово был заслушан рапорт Казымской культбазы: «Организован культпоход под лозунгом «За грамоту казымских остяков» в составе трех бригад, численностью 10 человек, прошедших пешком по лесотундре расстояние 330 км., в результате чего школа - интернат укомплектована на 21 декабря детьми казымских остяков в числе 17 человек...».

Исследование Шевелевой М.М. - учителя Казымской школы.

читать >>



Молодежный обмен

С 2004 года между Югрой и Германией осуществляются программы молодежного обмена. Молодежь со всей Германии, заинтересованная в том, чтобы лучше узнать о жизни и проблемах своих сверстников в далекой Сибири, при поддержке организации JANUN (Ганновер), объединилась в «Сибирскую группу». Раз в два года участники этой группы в составе делегации до 12 человек приезжают на Казымскую территорию, чтобы пожить в семьях, почувствовать необычную красоту и мощь природы вблизи национального парка «Нумто», принять участие в работе детских стойбищ, познакомиться с жизнью и бытом народов Севера.

читать >>



Детско-молодежный Парламент

Детско-молодежный Парламент мировых народов (ПМН), основной целью которого является вовлечение подростков и молодежи в обсуждение локальных и глобальных проблем и поиск путей их решения, работает на территории округа восьмой год. Каждая сессия Парламента посвящена той или иной проблеме. Все сессии ПМН проходят в форме образовательно-развивающих игр и предполагают выдвижение и коллективную проработку проектных инициатив. С 2002 года эти инициативы объединены общей темой «Северная цивилизация».

подробное описание тура >>



Детские программы. Этнокультурное стойбище «Нумсанг ёх»

Детское этнокультурное стойбище «Нумсанг ёх», что в переводе с хантыйского языка означает «Мыслящие люди» открылось в августе 2000 года. Стойбище имеет две базы: стационарную - в д. Хуллор и полевую - на протоке Нярсагорт. Ежегодно летом на стойбище проводится от 3 до 5 смен продолжительностью 10-12 дней, с 2006 года образовательные программы реализуются также в период осенних и весенних каникул.

подробное описание тура >>



Запреты и поверья в культуре коми-зырян

Ярко выраженной чертой традиционных запретов является их органичная связь с религиозными представлениями. Множество запретов народов уходит своими корнями в глубокую древность. В современной жизни они играют роль регуляторов взаимных родственных отношений, отношений с окружающим миром. По этническим представлениям, игнорирование запретов могло нанести вред человеку, нарушить гармонию его жизни, стать причиной различных форм наказания, например, о людях, у которых болят ноги, говорили, что они наказаны за то, что ходили по запретной местности.

читать >>



Общественный патронат семьи и детства у казымских хантов

У хантов существовал своего рода общественный надзор, под который попадали и семьи, имеющие детей, и каждый конкретный ребенок. После рождения ребенок получал еще нескольких «матерей» и «отцов», выполняющих по отношению к нему различные функции. Для обозначения таких людей в научной литературе утвердился термин «социальные родители».

Автор: О.А. Кравченко

читать >>



Народное искусство хантов реки Казым

В научной литературе народное искусство хантов р. Казым обычно рассматривается в контексте искусства всех групп северных хантов. Однако казымские ханты, как и другие локальные группы имеют ряд отличительных особенностей. И эти особенности сохраняются, по крайней мере, в продолжении боле чем сто лет. Интересной работой с точки зрения выявления специфики народного искусства и его сохранения у рассматриваемой группы хантов является работа Руденко С.И. «Графическое искусство остяков и вогулов», опубликованная в 1929 году, сбор материала осуществлялся в 1909-1910 годах. В данной работе он рассматривает татуировку, карандашные рисунки, выскабливание на бересте, гравировку на кости, сравнивает их со «знаменами», т.е. собственноручными подписями остяков (ханты) и вогулов (манси) на исторических документах и приходит к выводу, что у этих народов существуют строго установленные традиционный изобразительный стиль.

Автор: к.и.н. Т.А. Молданова

читать >>



Символика камня в культуре хантов реки Казым

Использование камня как материала для изготовления орудий труда на территории Югорского края имеет длительную историю. Обработкой камня занимались с эпохи мезолита, т.е. с периода, когда фиксируются первые следы появления человека на севере Западной Сибири (YII тысячелетие до н. э.) и до рубежа бронзового железного веков (YIII в. до н. э.). Столь длительный период использования каменных орудий труда в последующем закрепил за этим материалом различные символические функции. Камень, каменные орудия труда (оружие) встречаются в мифах, легендах, актуальных верованиях и языке хантов.

Автор: Т.А. Молданова

читать >>



Полум-Торум в хантыйском фольклоре

Полум-Торум 'Пелымский бог' - один из значимых персонажей пантеона божеств северных хантов. При проведении медвежьих церемоний, в сакральной части праздника, обязательно исполняется песнопение «Полум-Торум ар» 'Песня Пелымского бога'. Это песнопение относится к циклу "медвежьих" песен.

Автор: к.и.н. Т.А. Молданов.

читать >>



К истории Казымского княжества

В исторической науке считается, что процесс образования угорских княжеств завершился в основном в 12 веке, а в последующем они сливались в более крупные военно-политические объединения. По мнению А.Г. Еманова, создание хантыйского территориально-родового объединения в бассейне реки Казым восходит к 14-15 вв. Следовательно, Казымское княжество более позднее образование, чем остальные. Также существует мнение, что Казымское княжество в 14-15 вв. испытало влияние татар, поэтому казымские князья не редко назывались мурзами.

Авторы: Л. Рандымова, Н. Чернышова

читать >>



Использование бисера в декоративно - прикладном искусстве

Искусство изготовления украшений из мелких бус, бисера, стекляруса - низание - один из очень интересных, но малоизвестный вид народного творчества. Среди разнообразных украшений национального костюма многих народов мира широкой популярностью пользуются украшения из бисера, стекляруса, пришедшие на смену примитивным украшениям из ракушек, камня, зубов и позвонков животных, шариков из глины и семян растений.

читать >>



Игровая культура казымских хантов

Во всех культурах, как традиционных, так и современных, игре придавалось большое значение. «Игра есть свободная деятельность дитяти. В ней формируются все стороны души человеческой, его ум, его сердце и его воля, и если говорят, что игры предсказывают будущий характер и будущую судьбу ребенка, то это верно в двояком смысле: не только в игре высказываются наклонности ребенка и относительная сила его души, но сама игра имеет большое влияние на развитие детских способностей и наклонностей, а, следовательно, и на его будущую судьбу».

Автор: О.А. Кравченко

читать >>



Отношение к детям в хантыйской культуре

Дети были безусловной ценностью в хантыйских семьях. Как отмечает А.А. Дунин-Горкавич, отличительной чертой остяка, как семьянина, является его любовь к детям и жене. Если у остяка больна жена или ребенок, он не отлучается из юрты даже для необходимых промыслов. Несмотря на бедность, остяк, насколько может, холит и лелеет своего ребенка. То же самое пишет В. Ильин: «Беременных жен своих остяки берегут и снисходят им. Дети обычно служат залогом согласия и любви между мужем и женою. Автор также отмечает, что «остяки необыкновенно нежны к своим детям, хотя бы и к незаконнорожденным. ... С ребенком часто водятся, держат его на руках, качают, не только мать или другая женщина, но и мужчины - члены семьи, причем ребенок переходит из рук в руки, его качают, ласкают и бесконечно целуют».

Автор: О.А. Кравченко

читать >>



К характеристике казымских хантов

Ханты (старое название «остяки», «югры», «угры») относятся по языку к угорской группе финно-угорской ветви уральской языковой семьи. Самоназвание народа «ханты» - человек. Общая численность хантов по последней переписи населения - 28678 человек. Основная часть хантов (свыше 17 тысяч) проживает в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре, около 9 тысяч - в Ямало-Ненецком автономном округе.

Автор: О.А. Кравченко

читать >>



«Священные облики» Казымской богини

Казымская богиня (Касум ими) - дух-покровитель территориальной группы хантов, проживающих на р. Казым, правом притоке Оби. Согласно народным представлениям, кроме антропоморфного облика она имеет «священные облики»: селезня утки кряквы (шош хур), соболя (нюхас хур) и черной кошки с белой грудкой (кати хур). С каждой из этих ипостасей богини связаны определенные ритуалы, предания, священные песни.

Автор: Т.А. Молданова

читать >>



Божья матерь в кровавых снегах

Остяки терпели Советскую власть ровно семнадцать лет. Потом, когда совсем отчаялись, подняли восстание. Чашу терпения переполнила последняя капля: красные осквернили святая святых - остров посреди Божьего озера, что в верховье реки Казым, куда до этого не ступала нога чужеземца. И тогда остяки восстали, чтобы освободить свои земли от красных и жить по своим веко-вечным традициям и обычаям, со своими небесными и земными богами и богинями.

Читайте роман Еремея Даниловича Айпина.

читать >>



Общая характеристика медвежьих игрищ

Медвежий праздник является главнейшей составной частью культа медведя у обских угров.

В данной статье мною рассматривается материал согласно последовательности исполнения их на игрищах, т.е. по народному сценарию.

Автор: Т.А. Молданов

читать >>



Оленеводство: этноэкологический аспект

В хантыйской традиционной культуре, при пастьбе оленей, перегонах (каслании) существуют устоявшие традиции бережного отношения к природе. В данном докладе мы рассмотрим собственные наблюдения и полевые сборы в период 1990 - 2006 г.г. у оленеводов: р. Надым, р. Хетта, р. Казым (верховья) и его притоки Куръёх, Сюньюган, Сэсыюган, Лунгортюган, притоки Надыма Симиюган, Катучи.

Автор: Т.А. Молданов

читать >>



Следы деятельности миссионеров в хантыйском мировоззрении

Данный вопрос в науке изучен слабо. Историей деятельности русской православной церкви в Сибири, одной из задач было крещение коренных народов, а также организация монастырей Тобольской епархии по всему Северу, занимались следующие исследователи: Н.А. Абрамов, Е.Е. Голубинский, А.В. Карташов, В.О. Ключевский, Г.Ф. Миллер и мн. Другие.
Историки в основном обращались к общекультурному миссионерскому значению деятельности православной церкви в Сибири. При этом не рассматривались ими смысл крещения и последствия этих мероприятий в культурном становлении коренных народов.

Автор: Т.А. Молданов

читать >>



Обряд, проводимый перед гоном оленей

Любая традиционная отрасль хозяйствования тесно связана с обрядами и религиозными верованиями. Обряды, проводимые на промыслах, рассматривались З.П. Соколовой, В.М. Кулемзиным.
В данном выступлении по полевым материалам и по своим наблюдениям рассмотрим обряд жертвоприношения перед проведением гона у оленей.

читать >>



Духовное освоение мира женщиной в традиционной культуре хантов

В традиционной культуре хантов четко разграничивались женская и мужская сферы деятельности, о чем говорится в многочисленных публикациях. В данной работе рассматривается механизм формирования некоторых установок, связанных с последующим исполнением женских ролей. Духовное освоение мира или мировоззрение, как полагают, складывается из рациональных и иррациональных знаний, при дефиците достоверной информации мифологическое сознание достраивало картину мира.

Автор: Т.А. Молданова

читать >>



Сновидения в культуре народа ханты

Татьяна Александровна Молданова, кандидат исторических наук, доцент кафедры финно-угроведения и общего языкознания Югорского Государственного Университета. Автор монографий: "Орнамент хантов Казымского Приобья: семантика, мифология, генезис" (Томск 1999), Хантыйский орнамент, его генезис, эволюция и развитие", "Архетипы в мире сновидений хантов", (г. Томск 2001) имеет более 150 научных публикаций, писатель автор повестей "Анна из Маланг", "Прикосновение цивилизации".
Родилась в маленькой деревне Юильск Берёзовского района. Училась на физико-математическом факультете Ленинградского пединститута им. Герцена. Аспирантуру закончила в Томске, защитила кандидатскую диссертацию в Новосибирске. Работает над докторской диссертацией.

читать >>



Жертвоприношения на медвежьих игрищах

Материалом для данного выступления послужили реально проведённые жертвоприношения в стойбище Сюньюган Казымской Административной территории и в с. Полноват Белоярского района. Запись на видеокамеру вёл автор статьи. Участников жертвоприношения было около восьмидесяти человек обоего пола, как близлежащих стойбищ так и приехавших из Ханты-Мансийска, Белоярского, Кышика Ханты-Мансийского района и сёл Ванзеват, Казым и Полноват Белоярского района.

Автор: к.и.н. Т.А.Молданов

читать >>



Божества промыслового культа

Материал для данной статьи взят из песен медвежьих игрищ, проходивших в марте 1992 года в с. Полноват Белоярского района Ханты-Мансийского автономного округа Тюменской области и медвежьих игрищ, проводившихся на стойбище Сюньюган Белоярского района Ханты-Мансийского автономного округа в декабре 1998 года. Записаны автором данной статьи и Молдановой Татьяной Александровной. Песни, отобранные для данной статьи, по-хантыйски называются Миш арат или также, в переводе, "завтрашние песни".

Т.А. Молданов.

читать >>



Символическая функция металла в культуре хантов

Впервые следы металлообработки на территории Югорского края фиксируются начиная с бронзового века (XYII - YIII-II вв. до н. э. ) (Очерки ... Югры 2000:18). Некоторые приемы работы с этим материалом сохранились и в наши дни (Молданов 2005: 41). Первым металлом являлась медь. Таким образом, использование металла как материала для изготовления орудий труда и украшений имеет достаточно длительную историю. Поэтому многие качественные характеристики данного материала были хорошо освоены, нашли отражение в культуре хантов, символически закреплены в языке, фольклоре и актуальных верованиях.

Т.А. Молданова

читать >>



Историко-культурный очерк поселения коми-зырян в бассейне реки Казым

Издавна коми-зыряне знали пути за Уральские горы. Один из маршрутов следования купцов и промышленников через Каменный пояс, проложенный по правому притоку Печоры - Щугору, называли Зырянской дорогой, «поскольку первыми его «проведали» жившие в Приуралье коми-зыряне». (Ист. ХМАО, 2000: 77). Проживая на территории, вплотную прилегающей к Уральскому хребту, древние коми знали охотничьи тропы, переходы, ведущие за Уральские горы. Благодаря многолетнему соседству с угорскими народами, коми изучили язык и обычаи хантов, манси.

читать >>



Угро-индийские параллели: факты, гипотезы

Наукой установлено, что в сложении индийских народов большую роль сыграли племена некогда пришедшие в Индию. Они называли себя арья (ариями)/ Интересно то, что у хантов упоминается народ ар ях, В.М. Кулемзин данный термин переводит как «народ (эпических) песен», а его информаторы объяснили данное понятие как «первобытные ханты». От себя добавим, что у северных хантов существует стойкая фольклорная формула аранг йис, моньщанг йис 'песенная эпоха, сказочная эпоха', то есть очень древняя.

Евгения Михайловна Молданова, г. Ханты - Мансийск.
Родилась в 1982 году в п. Ванзеват (Березовского района, ныне Белоярского района) Ханты-Мансийского автономного округа. Студентка Югорского государственного университета (Институт языка, истории и культуры народов Югры), г. Ханты - Мансийск. Заочно обучается на актерском отделении Екатеринбургского государственного театрального института, г. Екатеринбург.
Работает в ГУ «Театр обско-угорских народов - Солнце», г. Ханты - Мансийск

читать >>



Общие места проведения обрядов лесных ненцев и казымских хантов (по данным фольклора)

Для выявления общих святых мест, привлекался полевой материал описанные святые места автором, в период 1990 - 2008 г.г. на территории бассейнов рек Надым и Казым. В данной территории проживают оленеводческие семьи ненцев и ханты, которые являются «хранителями оленьих стад Казымской богини», общность территории наличие нескольких общих духов-покровителей, сходная хозяйственная деятельность, наличие одинаковых средств передвижения и обусловило выведения данной группы для исследования как локальную ненецко-хантыйскую группу.

К.и.н. Т.А. Молданов

читать >>



Природный парк "Нумто"

Природный парк окружного значения "Нумто" является государственным учреждением, находящемся в ведении Ханты-Мансийского автономного округа -Югры. Территория парка расположена в центральной водораздельной части Западно-Сибирской равнины, в северотаежной подзоне. Большая часть территории парка "Нумто" представляет собой плоскую равнину, сложенную среднечетвертичными флювиогляциальными, верхнечетвертичными аллювиальными, современными озерно-болотными и аллювиальными отложениями. Равнинный рельеф и переувлажненность обусловили высокую заболоченность территории парка. Характерная особенность ландшафтной структуры - чередование лесных и болотных геосистем, образующих сочетания с многочисленными озерами и водотоками.

читать >>



Чум - традиционное жилище коми-оленеводов

Чум является универсальным жилищем северных народов. Это переносная конусообразная палатка, форма которой является приспособленной, целесообразной для тундры. Коническая форма является наиболее удобной, так как с крутой поверхности чума снег скатывается, не задерживаясь, поэтому при переезде на другое место без разгребания и очистки чум можно разобрать. Форма конуса делает жилище устойчивым при метелях и сильных ветрах.

читать >>



Хуллор - топонимы

Топонимия (от греческого topos «место, местность» + onyma «имя») - это совокупность географических названий на определенной территории, топоним - отдельное географическое название. Топонимы иногда называют языком земли. И действительно, они хранят множество разных сведений, надо только уметь понимать топонимические «письмена», нередко требующие расшифровки.

читать >>



Земля кошачьего локотка

Земля Казымская... Как она образовалась, что было в начале всех начал. Ответ на этот вопрос содержится в зачине ко многим священным сказаниям «Торум омсуман, мув омсуман...» ( Когда небо создавали, когда Землю создавали..), т. е. самым первым, изначальным действием был акт сотворения Неба и Земли.
Следующий этап сотворения, следующая эпоха называется «Мув ортум йис» (Землю когда делили). В этот период на Землю были спущены боги-дети верховного Торума, и вся созданная к тому времени территория была разделена между Богами. Не все земли осваивались одновременно. Например, Казымская земля пустовала, затем сюда приехала своенравная дочь Торума, которая и стала Казымской богиней. До этого она жила в низовьях Оби, где была замужем за ненцем и имела от него детей.

читать >>



Озеро Нумто

Нумто -- древнее внутриболотное озёро. Характерно сокращение его первоначальных размеров и изменение формы котловины. Изменения уровня воды обусловлены колебаниями поверхностного стока с окружающих болот. Вода пресная, мягкая, гидрокарбонатно-кальциевая с низкой минерализацией. Ихтиофауна -- пелядь, окунь, щука, плотва, ёрш, чир, налим, елец, нельма.

читать >>



История Казыма. Характеристика поселения

Началом истории поселка как долговременного поселения может служить строительство культбазы. Казымская культурная база была открыта в ноябре 1931 года. Территория обслуживания культбазы составляла около 40 тыс. квадратных километров, и уже к середине десятилетия культбаза стала центром Казымского региона. Здесь, на месте соснового бора, был построен небольшой социалистический городок. Это - здания школы, больницы, Дома народов Севера, библиотеки, ветеринарного, зоотехнического и агрономического пунктов, Красной показательной юрты, Красного чума, общественной бани, электростанции, производственных мастерских, радиостанции, жилых домов и др. Уже осенью 1931 года начинается работа созданных организаций.

читать >>



Развитие оленеводства в Приказымье: кризиc или подъем?

Оленеводство - северная таежно-тундровая разновидность скотоводства. Коренные жители ХМАО испокон веков занимались этой сложной работой. В прошедшем столетии произошло много изменений в этой отрасли, и по сей день оленеводство меняется; приобретает новые формы. Сейчас Приказымское оленеводство стоит на распутье: продолжать попытки восстановить государственное оленеводство или же отдать его в частные руки? И сейчас очень важно изучить историю Приказымского оленеводства и извлечь из этого урок: выделить положительные стороны истории развития отрасли и попытаться воплотить их в жизнь, чтобы способствовать развитию этой важной отрасли.

читать >>



Казымская культур-антропологическая школа (Касум КАШ)

Культур-антропологическая школа (КАШ), экспериментальное образовательное учреждение, открытое в селе Казым Белоярского района в 1990--91 учебном году. Концепция и проект КАШ подготовлены коллективом разработчиков Главного управления образования администрации автономного округа (З. П. Тюменцева), Казымской общеобразовательной школы (О. А. Кравченко), Научно-исследовательского института возрождения обско-угорских народов (Е. А. Нёмысова), Московского независимого методологического университета (Ю. В. Громыко).

читать >>



Казымский туземный совет

Казымский туземный (районный) совет, образован 15 сентября 1926 на территории Казымского сельсовета. Подчинялся Берёзовскому райисполкому. Местонахождение -- в бассейне р. Казым, районе оз. Нумто, Приобской полосе Берёзовского района по Большой Оби. Центр -- село Полноват.

читать >>



Казымское княжество

Казымское княжество, хантыйское территориально-родовое объединение в бассейне р. Казым. Создание его восходит к XIV--XV вв. В XVI в. в состав К. к. входили три городка: Казымский, являвшийся центром, Кинчикор, Черикор. К. к. испытало в XIV--XV вв. влияние татар, и казымские князья нередко назывались мурзами. В 1593 К. к. признало власть Московского князя, обязалось платить ясак -- 4 сорока соболей и 2 чёрные лисицы. Казымские князья поднимали в XVII в. восстания, самым значительным из которых было восстание 1663.

читать >>



Казымское восстание

Восстание проходило в 2 этапа: с марта 1930 по март 1933 и с марта 1933 по июль 1934. Первый можно назвать «холодной войной» в отношениях с советской властью, а второй -- «самоедской войной с русскими» (так называли события сами коренные жители).

читать >>



Казымский диалект хантыйского языка

Казымский диалект хантыйского языка, один из основных в группе западных диалектов хант. языка. Территорией распространения является бассейн р. Казым и прилегающие районы Оби. Делится на два говора: верхнеказымский (село Казым, деревня Юильск) и усть-казымский (село Полноват, деревня Ванзеват, село Теги, деревня Тугияны).

читать >>



Казымский городок

Центр хантыйского Казымского княжества в устье р. Казым. Возник в XIV--XV вв. В 1593 К. Г. был взят русскими и подчинён Берёзову. Русская крепость острожного типа, основание относят к 1499--1500 воеводами Ф. Барятинским и В. Аничковым. К. Г. располагался на р. Уш-Вош-Юган, впадающей в р. Казым. К началу нашего века эта речка пересохла. Крепость была срублена из кондовых твёрдых брёвен, с башнями, стены имели бойницы.

читать >>



Казымские ханты

Казымские ханты, этнотерриториальные группы ханты численностью более 4 тыс. чел., расселена компактно в бассейне р. Казым и её притоков, на прилегающем к устью Казыма правобережье Оби, в селе Полноват и Ванзеват. С конца XIX -- начала XX в. идёт их постепенная миграция в верховья рек Назым и Лямин. В последние годы К. х. проживают дисперсно в иноэтническом окружении во вновь созданных посёлках и городах округа.

читать >>



Казымская культбаза

Казымская культбаза, центр культурно-просветительской работы среди коренного населения Севера, преимущественно ханты. Создана по решению Комитета Севера ВЦИК в марте 1930. Её местоположением была выбрана равнина на р. Амня, притоке р. Казым.

читать >>



Казымская волость

Казымская волость, занимала бассейн правого притока Нижней Оби р. Казым и правобережье Оби в районе устья Казыма. Население -- северные ханты. В русских документах известна с начала XVII в. Относится к Берёзовскому уезду. В пределах К. в. находилось 5 древних остяцких городков: Ванзеватский, Амнинский, Кукларский, Камытский, Юильский. В 1680 в К. в. насчитывалось 209 плательщиков ясака (669 чел.). Материалами ревизии 1795 названо 7 городков (794 чел.), в 1816 -- 8 городков (865 чел.), в 1858 -- те же 8 городков (1254 чел.). В 1897 зафиксировано 13 селений, в которых проживали 1331 ханты, 15 манси, 9 русских.

читать >>



История изучения народов ханты и манси

Труды Н. В. Лукиной, В. М. Кулемзина, И. Гемуева, А. М. Сагалаева, А. В. Головнёва, А. В. Бауло, А. П. Зенько, Е. Мартыновой, Е. Г. Фёдоровой, Н. И. Новиковой и др. отражают разные стороны традиционной и современной культуры. Серьёзными исследованиями в области экономики и социологии стали «Социально-экономические основы развития ареалов малочисленных народов Севера» В. М. Курикова (Екатеринбург, 1995); «Межэтническое сообщество» В. В. Мархинина и И. В. Удаловой (Новосибирск, 1996), работы Т. Г. Харамзина, Е. А. Нёмысовой и др. В 90-е заметный вклад в исследования народов ханты и манси сделали этнографы -- представители этноса ханты и манси: Т. А. Молданова, А. А. Сязи, Г. П. Харючи, Л. А. Тарагупта, М. А. Лапина.

читать >>



"Золотая баба"

Наиболее обоснованной является точка зрения о том, что культ З. Б. и сам её образ своим происхождением связан с индоиранским миром и зародился в андроновскую эпоху. Лингвисты полагают, что сам термин «золото» (сорни, сарни) в угорских языках имеет иранское происхождение. Современные ханты и манси утверждают, что З. Б. эпизодически перевозится и хранится в самых глухих местах, которые скрываются от русских. Богиня, по словам очевидцев, выполнена не из золота, а из железного минерала пирита, имеет большие размеры: трое мужчин с трудом поднимают её на оленьи нарты во время перемещения.

читать >>



Амня-I: древнейшее городище Северной Евразии

Амня-I, укрепленное поселение эпохи неолита. Расположено на правом берегу р. Амня, недалеко от впадения с левой стороны в р. Казым, в 6 км к В. от поселка оленеводов Казым. Поселение занимало подтреугольную площадку на мысу среди болот.

читать >>



Проклятие золотой бабы

Секрет ревущего идола с младенцем в утробе не разгадан до сих пор.
(МК-Газета, 2003 год, Светлана Самоделова)

Об этой загадочной святыне народов Севера отказываются говорить и работники Ханты-Мансийского краеведческого музея, где она до недавнего времени хранилась в запасниках, и екатеринбургские реставраторы, ныне восстанавливающие древнюю деревянную скульптуру. Суеверия родились не на пустом месте. С Казымской богиней, которую еще величают Юильским идолом, связано много загадочного и трагического. У оленевода, некогда нашедшего святыню, в течение трех месяцев умерли все восемь детей, а его самого парализовало. Скоропостижно скончались в течение года все члены комиссии, доставлявшие древнюю скульптуру в музей. Местных жителей, которые, вопреки древним запретам, осмелились взглянуть на идола , стали преследовать всяческие беды и несчастья.

читать >>