Казым. Земля Кошачьего Локотка



"Золотая баба"

Золотая Баба - русское название женского божества, почитаемого финно-угорскими народами: Касум ими, Сорни най. Самое раннее упоминание содержится в Софийской летописи (1398), где сообщается о пермяках, которые поклонялись Золотой бабе.

Первое её описание встречено в «Записках о Московии» Сигизмунда Герберштейна (середина XVI в.). На картах Герберштейна она изображена в виде статуи с жезлом в правой руке, либо сидящей на троне с горящим факелом в одной руке и ребёнком в другой. «Сибирская летопись» С. Ремезова (1697--1710) сообщает о том, как один из атаманов Ермака Иван Брязга у села Белогорье, близ устья Иртыша, наблюдал «моление» перед Золотой бабой: люди пили воду из серебряной чаши, в которой стояла отлитая из золота богиня в виде нагой женщины с копьём в руке. После победы отряда Брязги богиня исчезла: её якобы перенесли на Конду. Г. Новицкий писал (1712) о том, что на Конде слышал о Золотой бабе, а в конце XIX в. писатель К. Д. Носилов узнал от кондинских манси, что изображение богини было перевезено в низовья Оби или на Казым.

Наиболее обоснованной является точка зрения о том, что культ Золотой бабы и сам её образ своим происхождением связан с индоиранским миром и зародился в андроновскую эпоху. Лингвисты полагают, что сам термин «золото» (сорни, сарни) в угорских языках имеет иранское происхождение. Современные ханты и манси утверждают, что Золотая баба эпизодически перевозится и хранится в самых глухих местах, которые скрываются от русских. Богиня, по словам очевидцев, выполнена не из золота, а из железного минерала пирита и имеет большие размеры: трое мужчин с трудом поднимают её на оленьи нарты во время перемещения.

В. М. Кулемзин

Опубликовано по источнику: Югория. Энциклопедия Ханты-Мансийского автономного округа - Югры.

Фото: Бабы Золотые. Чудские обереги - Пермский звериный стиль. Галина Воронова. http://galina.2084.ru/handmade.php