Казым. Земля Кошачьего Локотка



Использование бисера в декоративно - прикладном искусстве

Использование бисера в декоративно - прикладном искусстве

Искусство изготовления украшений из мелких бус, бисера, стекляруса - низание - один из очень интересных, но малоизвестный вид народного творчества. Среди разнообразных украшений национального костюма многих народов мира широкой популярностью пользуются украшения из бисера, стекляруса, пришедшие на смену примитивным украшениям из ракушек, камня, зубов и позвонков животных, шариков из глины и семян растений.

Изделия, снизанные из мелких бус и бисера, известные ещё в Древнем Египте и Индии, до сих украшают одежду народов Ближнего и Дальнего Востока, Африки, Индии, Американского континента и островов Тихого океана (Океания), Европы и Азии. Разнообразные по форме, названиям, орнаментациями, колориту, композиции техники исполнения, они свидетельствуют о природном, национальном таланте, художественном вкусе и мастерстве многих умельцев разных стран. На территории нашей страны изделия из стекла, бусы и бисер были известны у народов, населявших её ещё в 4 - 5 веках до нашей эры. Скифы и сарматы уже тогда украшали вышивкой бисером одежду и обувь, предметы женского туалета, а древние славяне - в начале нашей эры.

Начиная с 15 века для изготовления церковных одежд и утвари, предметов царского двора рукодельницы начали широко использовать венецианский бисер, соединяя его с драгоценными камнями и русским жемчугом, добываемым более чем в двухстах водоёмах Российского государства. Из русского и привозного жемчуга низались женские украшения для знати и зажиточных крестьянок Русского Севера, а в начале 18 века бисер, ввозимый из Венеции и Богемии (северная Чехия), стали применять в домашних рукоделиях и украшении народного костюма. Большого расцвета изготовление бисерных украшений достигло в конце 19 века - начале 20 века в юго - восточной части России у народов Поволжья и Приуралья, Сибири, Крайнего Севера.

Женщины и девушки низали ажурные воротники и длинные ленты подвесок, косопляты, косники, пояса, серёжки, украшали головные уборы бахромой и поднизями, ряснами.

Изготовляли украшения, нанизывая бисер на одну и более нитей (иногда до 30) вручную и ткали на специальном станке с нитяной основой. Набирали бисеринки на суровую вощеную нитку, конский волос или тоненькую проволоку. Переплетая нити с нанизанными по счёту бисеринками, мастерицы создавали яркие, красочные узоры, чередуя геометрические, стилизованные растительные или зооморфные орнаменты.

Что же представляет собой бисер, как материал? В легенде о возникновении стеклоделия рассказывается: «Однажды в очень далекие времена финские купцы везли по Средиземному морю груз, добытой в Африке природной соды. На ночлег они высадились на песчаном берегу и стали готовить себе пищу. За неимением под рукой камней они обложили костер большими кусками соды. Поутру, разгребая золу, купцы обнаружили чудесный слиток, который был тверд, как камень, чист и прозрачен, как вода - это было стекло. Так почти шесть тысяч лет назад возникло стеклоделие, и появились стеклянные бусы разных форм и размеров. Название «бисер» происходит от «фальшивого жемчуга», изготовлявшегося в Египте из непрозрачного (глухого или пастового) стекла, который по-арабски назывался БУСРА или БУСЕР.

В западной части дельты реки Нила, был изобретён способ выдувания различных предметов с помощью тростниковой или металлической трубки. После охлаждения бисер промывали, высушивали и с помощью полировального порошка возвращали ему блеск, утраченный при нагревании. Резали на кусочки, стеклянные трубочки по 3 мм, то есть получали СТЕКЛЯРУС. Секреты по изготовлению стекла охранялись очень тщательно.

Венеция на многие века была единственным центром бисерного производства. Она снабжала бисером Восток и Запад, где его обменивали на золото, пряности, шёлка.

Развитие стеклоделия в России надолго было прервано монголо-татарским нашествием. Только в 16 веке началось возрождение стеклоделия. В 1635 г. начал работу первый стекольный завод в Духонино под Москвой. Большое внимание развитию стеклоделия в России уделял Пётр 1. Он уничтожил пошлины на стекольные изделия, отправлял русских ребят учиться стеклоделию за границу. По его приказу в 1705 г на Воробьиных горах под Москвой был построен завод зеркального стекла. В 1752г. М.В.Ломоносов, проводивший опыты по созданию цветного стекла, получил от сената разрешение на строительство Усть-Рудницкой фабрики под Ориенбаумом для «делания изобретённых им разноцветных стекол и из них бисеру». В 1765 году после смерти М.В.Ломоносова, фабрика закрылась, просуществовав всего 10 лет.

В своём стихотворении « О пользе стекла» М.В.Ломоносов писал:

«Так в бисере стекло, подобеся жемчугу,

Любимо по всему земному ходит кругу.

Им красится народ в полуночных степях,

Им красится Арап на южных берегах».

После революции, во время гражданской войны 1917-1922 гг. перестали существовать многие рукодельные мастерские и школы бисерщиц. Считалось, что рукоделие бисером - это занятие дворянок.

Процесс низания бисера - сак каратты - на северном диалекте хантыйского языка означает «располагать бисеринки друг за другом», а у восточных хантов - сук пултэ- переводится как «камешки запрягать». В терминах, как правило, заложена важная для науки информация. В данном направлении термины по происхождению местные, поэтому трудно сказать направление заимствования бисера. Но, в силу того, что они даны по аналогии с понятиями тяглового оленеводства, можно сделать вывод, что по времени бисер у хантов появляется позже, чем домашние олени.

Способы низания бисера различаются по количеству ниток, необходимых для работы. Существует низание в одну, две и множество нитей.

Цветовая гамма у обских и казымских мастериц: в 40% изделий одновременно применяется 3 цвета, в 30% - 4 цвета, в 28% - два цвета. Почти всегда мастерицы применяли белый цвет (98%), зеленый (52%), синий (46 %), желтый (40%) и черный, оранжевый, голубой, сиреневый. Почти всегда используется красный цвет: либо это сам орнамент, либо фон, а иногда красным бисером окаймляли орнамент.

Традиционные изделия из бисера в культуре народа ханты:

- Нагрудные украшения - мевл сак, мевлопас (груди бисер, груди хранитель)
- Нашейное украшение - турлопас (горла лоскуток)
- Женские пояса
- Изделия современной формы: кошельки, браслеты для часов, шкатулки.

Традиционно украшали бисером:

- Края воротника
- Вырез на груди
- Рукава
- Подол платья
- Линию кокетки женского платья
- Игольницы - намт
- Хозяйственные сумки из сукна (тутчан хир)
- Ниры - женская обувь без голенища


Таким образом,

1. Название «бисер» происходит от «фальшивого жемчуга», изготовлявшегося в Египте из непрозрачного (глухого или пастового) стекла, который по-арабски назывался БУСРА или БУСЕР.
2. Венеция на многие века была единственным центром бисерного производства.
3. Цветное стекло в России создал М.В. Ломоносов, открывший фабрику «делания изобретённых им разноцветных стекол и из них бисеру»
4. В хантыйской культуре используется два способа работы с бисером: низание и вышивание.
5. Традиционная цветовая гамма: красный, белый, синий.

Юмашева Кристина - ученица Казымской школы, руководитель Канева Г.И.