Казым. Земля Кошачьего Локотка



Сновидения в культуре народа ханты

Сновидения в культуре народа ханты

Ханты относятся к малочисленным народам Севера, проживают на территории Западной Сибири, в среднем и нижнем течении Оби. Основа традиционной хозяйственной деятельности - охота, рыболовство, на севере - оленеводство. По языковой классификации относятся к финно-угорской языковой группе. Численность около 23 тысяч человек.

При изучении традиционных культур народов Севера, с позиций этнографической науки, содержания сновидений, которые «индивидуальны, непонятны или неявны»(1), как правило, не являются предметом или объектом исследования. В то же время, известно, что сновидения привлекали внимание выдающихся психологов(2) , религиоведов(3) и других ученых.

Автор данной статьи воспитывался в среде с традиционным хантыйским мировоззрением. Бабушка, Молданова Екатерина Максимовна (около 1890 года рождения), рядом с которой прошли детские годы, считалась самой сведущей толковательницей сновидений. Её практика работы со снами оказывала сильнейшее эмоциональное влияние. В последующие годы интерес к сновидениям не иссяк. Прочно запечатлелись в памяти ярчайшие детские сны, в юности появилась потребность фиксации собственных видений во сне, позже стала записывать и интерпретировать наиболее яркие сновидения близких мне людей, а в последующем занялась изучением хантыйских снов(4).

Таким образом, многолетний опыт и наблюдения показывают, что в культуре хантов сны занимают существенное место. Особенность данной публикации в том, что в качестве примеров, преимущественно, приводятся сновидения прямых потомков Екатерины Максимовны. Это, во-первых, связано с тем, что многим из них передались способности толкователей, во-вторых, это мои близкие родственники, и я имею возможность более полной и точной фиксации тех жизненных реалий, на фоне которых снятся сны. Интерес представляет и тот факт, что эти люди живут в различных условиях, одни из них, по сей день, живут в лесу и ведут традиционный образ жизни, другие проживают в деревне, третьи - в городе. Однако, при этом общим является не только их генетическое родство, но и общее мировоззрение или знание об этом мировоззрении с небольшими локальными особенностями, связанными с семейными и родовыми духами.

В отечественной этнографии не выработана методика работы со сновидениями, с этим своеобразным продуктом человеческой психики. В то же время, как в российской, так и в зарубежной литературе констатировалось, что в традиционных культурах сновидениям придавалось большое значение(5).

Сновидения и практика их толкования, как один из элементов традиционной духовной культуры народа, могут изучаться вполне самостоятельно.
Однако, для этнографии, вероятно, более важным является выяснение вопроса о том, существует ли этническая специфика сновидений. Если да, то, как она связана с духовной культурой народа.

Как показывают наблюдения автора, сновидения, прежде всего, связаны с мировоззрением народа и это связь, преимущественно, выявляется на уровне их толкования. Носителями традиционной культуры сны расшифровываются в контексте представлений данной этнической группы. Любые образы (в том числе не принадлежащие данной культуре), любые действия в сновидениях подводятся под те или иные общие знаменатели, которые взяты из общего поля традиционного мировоззрения. Таким образом, все элементы содержания снов группируются по некоторым внутренним признакам. Выявление этих признаком, кроме прочего, может прояснить внутреннюю работу мифологического сознания, принципы заимствования чужих элементов духовной культуры и т.д.

Следовательно, чтобы не попасть под обширнейший и крайне «туманный» материал сновидений, на начальном этапе необходимо выбрать достаточно устойчивую почву, ею являются «типические значения традиционных образов сновидений»(6), характерные для данной этнической группы. При этом существенно обратить внимание на их интерпретацию толкователями в контексте конкретных сновидений. Толкование в традиционной культуре хантов это достаточно сознательный процесс при котором актуализируются современные мифологические представления.

Другим моментом этничности сновидений является то, что происходит интроекция элементов традиционной культуры. В этом случае образы сновидений принимают этническую окраску, даже в том случае, если человек проживает в городских условиях и сталкивается с современными проблемами.

Представления о сновидениях в традиционной культуре хантов
Хантыйское слово вэлум 'сновидение' связано со словом вэлты 'жить' и буквально переводится как «прожитое», т.е. видения во сне это прожитая жизнь. В традиционной культуре сновидения обязательно рассказывались другим людям. Если сон был тревожный, с негативным оттенком, то для нейтрализации действия нужно было рассказать людям старшего возраста, и чем больше разница в возрасте, тем лучше. Самые дурные сны можно было поведать очень старому человеку. При отсутствии такового - старому пню. Необходимость передачи плохого сна от младшего к старшему в народе объяснялось тем, что иначе сон может «сбыться» (йусты) для другого члена данной этнической группы. Особое внимание уделялось детским снам, это связано с представлениями о том, что до выпадения молочных зубов ребенок считался связанным с потусторонним миром и способным получать оттуда информацию. Существовал обычай гадания по детским снам, особенно это касалось пропавших вещей, людей. Для этой цели детей, которым обычно снились яркие сны, специально усыпляли и просили увидеть потерянную вещь. Начиная с подросткового возраста, когда в сновидениях появляются образы, связанные с различием полов сны уже не обсуждаются публично, юноши делятся своими снами с мужчинами, а девушки - с женщинами. Имеется особый термина для таких сновидений - «закрытый (тайный) рассказ» (сунгатты путар).

В современной жизни традиция рассказывания снов не исчезла, сновидения сообщаются по телефону или при непосредственной встрече. Например, у автора выработалась привычка подходить к телефону с бумагой и ручкой.

Согласно распространенным представлениям хантов, мир сновидений это иной, потусторонний, но вполне реальный мир, в который может попасть одна из «душ» человека (ис), в том или ином облике (ис хур). (По традиционным понятиям у мужчин пять «душ», у женщин - четыре). Наряду с этим считается, что некоторые персонажи и предметы сновидений, чаще всего, это ис хур умерших или живых людей, они могут сами являться к человеку и воздействовать на другую «душу». Кроме того, в фольклоре сохранились архаичные представления о том, что во время сна от человека отделяются глаза, которые способны самостоятельно путешествовать как в этом, так и в ином мире.

Результатом пристального внимания к сновидческому опыту явилась то, что в культуре хантов разработана классификация сновидений. Они подразделяются на несколько видов: «простое сновидение» (ал вэлум), «прямое сновидение» (тунг вэлум), «сбывающееся сновидение» (йинумты вэлум), «ясновидящее (истинное) сновидение» (сэри вэлум).

«Простое сновидение» не требует расшифровки, считается, что такие сны ничего не значат. В таких снах всё снится буквально, без каких-либо искажений (обстановка жилища, люди, животные, природа). Отличительной особенностью данных снов является то, что они не эмоциональны, вспоминаются фрагментарно, быстро забываются, поскольку им не придают никакого значения. Считается, что при таких снах, «душа» не уходила далеко, поэтому ничего особенного не видела.

При «прямом сновидении» «душа» уходит в будущее, но не в иной мир. Иногда «некто» сам приходит из будущего и несет весть. Эти сны, чаще всего, слабо эмоциональны. Здесь обычно снятся знакомые и незнакомые люди, какая-либо обстановка, но все соответствует земной реальности. По поводу содержания подобных сновидений говорят «как видишь, так и будет» (сумалта ванла). Такие сны также не подвергаются толкованию. По мнению некоторых информаторов, видения будущего им снятся очень часто. В то же время, проверить идентичность сновидения и реального события сложно, так как обычно сон рассказывается, после того как он «сбылся». Приведу два «прямых сновидения» одной и той же сновидицы, которая считает, что многие её сны сбываются буквально.

(К.Т. 32 года, живет в городе, воспитатель) «Вижу какой-то огород, за ним болото. Здесь стоит новый дом. Чьи-то похороны. Кого-то хоронят. После того, как приехала хоронить свою мать, поняла, что видела дом своей матери.» (Сновидица в этом доме не жила. Её мать построила дом с отчимом, после её отъезда в город).

«Вижу мужчину в белом халате. Короткая борода. Очки. Зовет меня пройти в белую комнату. Вхожу, вижу стол, на нем кто-то лежит под белой простыней. Не хочу смотреть. Он настаивает..... Когда сообщили, что мама скончалась, прихожу в больницу и вижу этого самого мужчину, которого видела в своем сне. Именно он повел меня к телу матери. Та же комната, так же стоит стол. Все так же».
«Прямые сновидения» часто используются для определения местонахождения пропавших вещей, людей. В этом случае, человек, имеющий способности к видению подобных снов, просит, чтобы ему был дан «знак».

(Р.М., 35 лет, живет в поселке, медсестра) «Когда убили у мужа брата, я никак не могла ехать на поиски. Просто приду с работы, устану, положу голову, слышу: «Ему очень холодно. Ему нужна обувь». Буквально на несколько секунд отключаюсь, со страху просыпаюсь. Первый сигнал был, что ему очень холодно. Второй: «Вы найдете его очень скоро». Все. Как будто меня кто-то укладывает. Третий сигнал тоже был Просто - место, берег солнечный, волны. Все. Я по этому берегу хожу. И на сорок первый день я прихожу с работы, муж как раз дома был. Говорю: «Поехали». Он обрадовался. Поехали. И так резко берег, который во сне мне приснился. Солнце также светило как должно было быть. Ветер резко, ни с того, ни с чего. Волны. Вода вся стала черная. Я говорю: «П. смотри». «Да ну, коряга, я тут вчера проезжал». Говорю: «П, смотри хорошенько». Точно.... Вот три сигнала было. На четвертый поехала, внутренний голос что ли».

Особенность «сбывающихся сновидений» в том, что его образы требуют расшифровки, так они символизируют нечто иное, чем увиденное во сне. В этом снах «душа» странствует как во времени, так и в пространстве, может уходить в иные миры. Этот вид сновидений отличается большим эмоциональным воздействием на сновидца. Они хорошо запоминаются, часто перерассказываются. Подобные видения во сне требуют обязательной расшифровки. На первом этапе, на уровне «к плохому» или «к хорошему» сновидение может расшифровать сам автор сна. Как известно, для расшифровки символов во многих традициях имеются сонники. В хантыйской культуре существует достаточно устойчивая интерпретация образов сновидений, которая передавалось в устной форме. Некоторые из них мною опубликованы ранее, на что указывалось выше, и названы «типическими значениями образов сновидений» или «типическими символами». При анализе было выявлено, что у хантов имелась некоторая классификация объектов сна по признаку значимости, в свою очередь, связанную с близостью к человеку.

Например, части тела принадлежат непосредственно человеку, они для него наиболее значимы, затем следуют состояния человека, его действия. Далее большое внимание уделяется интерпретации знакомых и незнакомых людей, умерших людей, покойников и сверхъестественных существ. Следующий план интерпретации, непосредственное материальное окружение человека в сновидении: строения, вещи, пища. И лишь после этого расшифровываются животные, растения, объекты и явления природы.

(Т.Е. 28 лет, живет в городе, образование высшее) «Идет война. Все рушится, гибнут люди. Я спасаю чужих детей. А своих потеряла где-то.... Вдруг смотрю, мама стоит. Я подхожу, а она мне протягивает свою старенькую майку. Она поношенная, но чистая. Я взяла, не знаю, зачем. (Этот сон во мне тогда уже посеял какое-то недоброе чувство. Вскоре я попала в больницу, была в тяжелом состоянии. Мне кажется, что мама помогла мне, что отдала свое, то ли здоровье, то ли свою защиту. Во мне теперь сидит чувство вины, что если бы я не взяла тогда эту майку, мама бы не осталась беззащитна перед болезнью, не умерла бы).

Из этого сновидения видно, что люди часто испытывают вину за те поступки, которые они совершали во сне. Поэтому нередко сновидцы пытаются во сне изменить ситуацию. В традиционной культуре детей специально обучали осознавать свои поступки и нести за них ответственность. Например, сновидение той же женщины после разговора об осознанных сновидениях.

(Т.Е. 28 лет, живет в городе, образование высшее)» Идем с Л. (дочерью) по улице Казыма (поселка). Людей кроме нас много гуляет. Вижу, что со стороны аэропорта ползет огромная волна, выше, чем двухэтажка. Растет быстро и все смывает. Я крепко держу Л., обняла её. И думаю, что нас не должно убить. Во сне приказываю себе придумать, что мы спаслись. И мы спасаемся. Но людей будто бы много погибло».

Ещё один пример интерпретации сновидения самой сновидицей, которая живет традиционной жизнью и является носителем традиционного мировоззрения.

(Н. К., 37 лет, живет в лесу) » Когда родила, сильно заболела, жар, совсем похудела. Вижу сон, одевают в малицу (глухая зимняя одежда) и спускают под гору. Смотрю кверху, небо далеко осталось. На веревке меня спускают. Изо всех сил пытаюсь подняться по веревке. Смотрю, веревка трется, вот-вот порвется, рвется. Изо всех сил хватаю конец верхней части. Сверху вижу протянутую женскую руку. С силой зацепилась. Поднимают вверх. До пояса только поднялась. После этого целый месяц болела, почки и вся нижняя часть, потому что во сне внизу зацепилась. Потом выздоровела. Это (богиня) Калтащ меня вытаскивала».

Четвертый вид сновидений - «истинные сновидения», которые можно также перевести как правдивые, безошибочные, ясновидящие, имеют в культуре хантов наиболее высокий статус. Считаются, что они снятся не каждому человеку, а особенно одаренным в этом плане людям. Специфика этих сновидений в том, что образы, которые часто интерпретируются как божества высокого ранга, потрясают людей. Полагают, что в подобных снах, предсказываются грядущие события, значимые не для отдельного человека, а для социальных групп различного уровня - от семьи до «всего мира».

Для интерпретации ярких снов с сильнейшими эмоциями, переживаниями всегда обращались к снотолкователям. В традиционной культуре хантов институт толкователей был широко развит, на что указывали многие исследователи(7). При этом существовало несколько различных категорий снотолкователей или людей особым образом связанных со снами: «понимающие сновидения» (вэлум сащ тайты ёх); «делающие сновидения» (вэлум верты ёх); «истинные сновидения имеющие» (сэри вэлмуп ёх).

«Понимающие сновидения» - это, как правило, люди, которым с детства снятся эмоциональные, образные сны, чем и обусловлен их интерес к данной сфере. Считается, что эти люди в той или иной степени имеют «шаманский знак» (щарт пос). Кроме толкования снов, они могут обладать и другими способностями: лечат, гадают. «Понимающие сновидения» с детства учатся управлять своими снами, знают типические значения образов сновидений, расшифровывают и более сложные сны. Эти люди способны настроить себя на то, чтобы увидеть определенный сон, дающий ответ на тот или иной поставленный вопрос.
Считается, что они могут видеть события и ощущать переживания, которые в это время происходят с другими, близкими им людьми.

(М.Е., 27 лет, живет традиционной жизнью). «Снится мне женщина светловолосая, низенькая - русская. Имя у неё Светлана. Оказывается, она в это время мужу помогала (он попал в аварию)».

«Сны делающие» также занимаются толкованием, в этом они мало отличаются от первой категории снотолкователей. Однако их специфика в том, что они, преимущественно, ищут ответы на те или иные житейские проблемы в своих собственных сновидениях. К ним обращаются с просьбой «сделать (увидеть) сон». Считается, что через посредство сновидений они могут изменить ситуацию, например, излечить человека. Однако чаще всего после пробуждения они объясняют человеку, что ему необходимо сделать, т.е. какой ритуал провести, чтобы исправить положение.

«Истинные сновидения имеющие» или «ясновидящие» не обязательно чему-то обучались. Более того, они даже не всегда могут расшифровать собственные видения во сне и обращаются к другой категории толкователей. От природы им дано видеть «вещие сны». Эта способность не всегда проявляется в детстве, дар может явиться в любом возрасте. Полагают, что у каждого «ясновидящего» имеются «говорящие люди» (путарты ёх), или они обладают «глазными зверями» (сэм вой), которые снабжают их провидческой информацией во сне, а иногда и наяву.

Сновидения как механизм воспроизводства традиционного мировоззрения
Основа традиционного религиозного мировоззрения - анимизм. Это вера в самостоятельное существование «душ», которые могут принимать различные облики, вера в существование сверхъестественных существ, обитающих в различных мирах. Миры подразделяются на Верхний, Средний и Нижний. При этом Вселенная делится как по вертикали, так и по горизонтали. Верхний мир населен божествами, благосклонными к людям, Нижний - враждебными сущностями. В Среднем проживают люди и некоторые духи. Одни и те же божества могут являться как в антропоморфном, так и в зооморфном облике. В последнем случае говорят, что они имеют «священные облики» (еманг хур).

Исследования конкретных сновидений и практики их толкований выявляет то, что сны интерпретируются согласно традиционному мировоззрению. Как уже говорилось, любые образы, даже из современной жизни подводятся под традиционные каноны. В свою очередь, образы сновидений часто совпадают с традиционными представлениями о божествах и тем самым, как бы, подтверждают их существование.

Наиболее яркие образы сновидений, вызывающие сильнейшие переживания, потрясения, прежде всего, вызываются психической травмой, связанной с потерей близкого человека, а также с заболеваниями самого сновидца.

Неожиданная и трагическая смерть человека в современном хантыйском обществе является частым явлением. В материалах по сновидениям мною собрана информация, связанная как с предсмертными снами самих сновидцев, так и их близких, включая и меня. Это заставляет сделать вывод о том, что смерть человека предчувствуется его окружением. Например, внезапную смерть сестры я ощутила за день до её реальной кончины через сновидение. Единственное, что мне было неясно, откуда грядет беда, т.е. кто умрёт.

(М.Т. 50 лет, живет в городе, кандидат наук) « ...Вижу догорающее кострище. И там, в золе копается миниатюрная собачка. Я знаю, что это наша мама. Она совсем уже как собачка, которая ходит куда угодно. (Сценка из Медвежьего праздника манси.) Я равнодушно взираю на нее. Зола еще горячая, угли тлеют. (Рат хоюмнэ ангкие). Вот уже вместо собаки в золе лежит окурок. Над костром склонилась нереально огромная фигура отца (умершего 20 лет назад). И вижу его суровое лицо .... Вдруг окурок загорается. Я его даже не пытаюсь потушить, хотя знаю, что это умирает мама (умерла полтора года назад). Ощущаю чувство вины. В самый последний момент хватаю этот окурок. Он на моих ладонях расправляется и превращается в ... телеграмму с обугленными краями. Это какое-то послание от матери, я пытаюсь его прочитать, но тщетны усилия. Телеграмма в моих руках рассыпается в прах. Я лишь ощущаю на своих ладонях ее тепло. Проснулась со словами: «Мама, милая мама как тебя я люблю». Жуткая, нечеловеческая тоска.» (Сон записан зразу, после пробуждения, в следующую ночь сестра уснула и не проснулась).

Согласно хантыйской интерпретации, костер это «душа» (ис) человека. Догорающий костер - это догорающая жизнь. Появление умерших родителей одновременно (в разное время умерших: давно (прошел срок траура) и недавно (не прошел срок траура)) - удвоенное предупреждение о серьезной опасности. При записи сновидения, в скобках дано наитие по поводу сна «(Рат хоюмнэ ангкие»). Буквальный перевод 'Родного кострища золы Мать'. Согласно хантыйским представлениям, это Богиня, охраняющая род (костер рода), она появляется в предвидящих снах (песнях). Другой общехантыйский символ «нереально огромная фигура отца», считается, что после смерти, умершие «богами становятся, божествами становятся» (лонгха йис, калта йис) и им доступна вся информация, как о прошлом, так и о будущем. Другие символы сна - личные, индивидуальные. Например, мама уже снилась в образе обезноженной собачки, которую я пыталась поставить на ноги (перед смертью мать обезножила и не могла ходить).

Мною записаны последние сны умершей сестры, которые предвещали катастрофу. Основные мотивы: бесконечные полеты в «космос», билеты куда-то, путешествия, катастрофы и аварии, ледники. И самый последний сон.

(Л.М. 45, жила в поселке, учитель) «Сижу на кухне, у нас. Смотрю из окна. На улице кругом лед. Там бегают дети. А во льду огромная черная дыра. И дети туда лезут, заглядывают».

По хантыйской интерпретации «черная дыра» и «лёд» - символы смерти. Это дороги в Нижний мир - вертикальная и горизонтальная. Согласно мифологическим представлениям в низовьях Оби, во льдах Северного океана имеется дыра в мир мёртвых, куда после смерти человека уходит одна из «душ» - «на Север, уходящая душа» (уваса манты ис). В традиционной жизни, в случае подобных сновидений, обращались к «сны делающим людям» или к «шаманам», которые могли предотвратить ситуацию через выполнение определенных ритуальных действий.

Иные сновидения о смерти предотвратить невозможно, так как божества не хотят помогать, срок жизни, записанный богиней Калтащ, иссяк. Согласно хантыйским представлениям, Калтащ - божество, ведающее жизнью и смертью. При рождении ребёнка она отмеряет определенное расстояние на священном камне и делает зарубку, означающую срок жизни человека, дольше этого срока человек не может прожить. Считается, что обычно такие сны, подготавливающие к естественной смерти, снятся пожилым людям.

(С.Т. 70 лет, жила традиционной жизнью) «Будто едем с мужем в горы (муж жив, едут на оленьих упряжках). Вдруг наши дороги расходятся. Он едет вверх, а мой путь идет вниз. Вижу много-много голов. В разных шапках они. Кто в ондатровой, кто в чем, кто в остроконечной (ритуального типа). Все они никак на меня не реагируют. Молча, отрешенно смотрят. Тогда я ударяю по одной голове. Она немного покачалась и всё». (Утром сновидица проснулась со словами: «Боги нас оставили, меня оставили»).

В то же время её родственница увидела другой сон.

(А.М. 56, живет традиционной жизнью) «Будто священный угол дома С.Т. разрушен. Там образовалась дыра». (Сновидица сон истолковала аналогичным образом: «.... боги отвернулись или же кто-то что-то наслал»).

Это сновидения носителей традиционной культуры и расшифровываются в русле традиций. Дорога - символ жизни. Расхождение дорог - расхождение жизненных путей. Дорога идут вниз, следовательно, в Нижний мир. Отрешенные головы в разных шапках - умершие в разное время. Разрушение священного угла, где обычно хранятся приклады духов-покровителей, символ отсутствия помощи от божеств. Дыра - Нижний мир.

Сновидения, предвестники смерти, снятся в случае, если по какой-либо причине, не выполнены или неправильно выполнены обрядовые действия, связанные с похоронами.

(К. Т., 32 года, живет в городе) «В городе заказали гроб для матери. Чтобы не разбить его, заказали ещё коробку для тела покойной. Гроб повезли в другой машине. Когда приехали в поселок, старые люди сразу сказали: «Зачем привезла два гроба?». Маме забыли развязать руки, когда хоронили. И младшей сестре на следующий день, после похорон, приснился сон, что мама просит её прийти и развязать руки. Через три дня умерла сестра. Похоронили сразу двоих».

Подобные сновидения, связанные с символами смерти, являются наиболее стойкими гарантами сохранения традиционных верований и ритуальных действий, связанных с похоронным обрядом. Из литературы и непосредственных наблюдений известно, что похоронный обряд самый стойкий элемент традиционной культуры, так как выполняются мельчайшие предписания. Невыполнение любого элемента обрядового действия чревато определенными сновидениями, иногда приводящими к смерти самого нарушителя. В то же время, современная жизнь не может не вносить коррективы в похоронный обряд. Например, сегодня люди умирают в больнице, могут производить вскрытия и т.д. Тем не менее, например, на уровне города Ханты-Мансийска всё-таки обряды стараются выполнять. Ритуальное обмывание покойного «по-хантыйски», переодевание усопшего в одежды «со знаком смерти» совершаются в морге. Автору, в силу своего возраста, и статуса, определенного традиционной культурой, приходится этим заниматься. Если же умершего привозят уже в гробу, то совершаются только внешние действия: гадают по гробу, хоронят на кладбище «по-хантыйски», т.е. над могилой ставят надмогильное сооружение в виде домика, «дом для стекания воды» (йингк хулиты хот) и т.д..

Другие яркие «нуминозные» сновидения с хантыйскими символами смерти снятся во время начинающейся или протекающей болезни сновидцев. Основные образы - «мужчина в черном (темном)», «черная собака».

(А.Ш. 25 лет, живет в городе, строитель) «Иду по лесу, среди высоких кедров. Рядом шагает какой-то мужчина в черном, но не вижу его лица, словно темное пятно вместо лица.... Мы идем по высокому холму. Вдруг я увидела, как чуть ниже прыгают три медвежонка. Они такие милые, добрые.»

(А.Ш. 25 лет, живет в городе, строитель) «Иду по какой-то улице, с правой стороны обрыв. Гляжу, за мной бежит собака черного цвета, и хочет меня искусать. Я схватила её и сбросила с обрыва. Убегаю. Оглядываюсь, она опять за мной бежит. Стала кусать, я обеими руками схватилась за её челюсти, разорвала их. Рвала собаку и рвала, пока передо мной не лежали только её куски. Лежали ошметки, ни капли крови я не увидела, Словно собака была неживая».

(Я.М., 35 лет, живет в поселке) «Вижу отца, будто на гору поднимаюсь. И как будто черная собака. Отец говорит: «Побольше собирай красных ягод. Они любят красные ягоды». Ягоды отдала собаке и прошла на гору. Когда я дала ягоды собаке, мне сказали: «Вот теперь ты здоровая, можешь пройти». Когда проснулась, думаю, надо же какой сон. Потом пошла к врачу и говорю, что у меня все нормально. Ладно, потом я поехала к отцу, (отец сновидицы обладал шаманскими способностями). И этот сон-то рассказала. Он и говорит: «Да, у меня есть черная собака». Он мне говорит: «Черную собаку корми». Даем ему побольше еды, этой черной собаке. ... А потом, после этого как отец умер (через десять дней после отъезда у сновидцы умирает отец,) спрашивали (имеется ввиду проводили обряд гадания на гробе). (Узнали), что он черную собаку возьмет с собой. Потом так и сделали».

Согласно традиционному толкованию снов, если приснился «Человек в черном», это божество Смерти и болезней (Хинь ики). Его основная функция выполнять волю богини Калтащ по перемещению людей из мира живых в мир мертвых. На Медвежьих игрищах, многодневном ритуальном празднике, в честь добытого медведя, его представляют в черном ритуальном халате, в черной шапке из черно-бурой лисы. Лицо этого духа всегда закрыто тканью, в лицо смерти нельзя смотреть. Именно поэтому сновидица не видит лица своего попутчика. С духом Смерти необходимо выстраивать дружеские отношения, так как в иных случаях он может выступать как дух-покровитель. Например, он является территориальным божеством хантов проживающих на реке Сорум. Другой образ этого сновидения - маленькие медвежата. В этом «священном облике» обычно является дух Ем вож ики, охранитель границ Нижнего и Среднего миров. Если «душа» человека по какой-то причине взята без позволения богини Калтащ и унесена в Нижний мир, то, приняв облик мыши, он уходит под землю и возвращает эту «душу». Таким образом, в первом сновидении силы добра и зла уравновешенны, сновидица увидела свою болезнь и поэтому будет излечена. Во втором и третьем снах присутствует «черная собака», это животное духа Смерти, она считается опасной и символизирует болезнь. Поэтому, чтобы выздороветь сновидицы должны или уничтожить её или же прикормить «красными ягодами» - другим символом болезни. В последнем случае, после сновидения женщина почувствовала себя здоровой. В данном случае предполагается, что ей помог отец, обладающий шаманским даром и реально прикармливающий черную собаку. Чтобы полностью избавиться от болезни, сновидица должна хорошо кормить и эту реальную собаку. Такова логика взаимосвязи сновидений и реальности. Можно обратить внимание еще на один традиционный символ, связанный с болезнями - это холмы, возвышенности. Идти наверх - выздороветь, спускаться - заболеть.

Образы знакомых и незнакомых людей в сновидениях обычно интерпретируются как те или иные духи-покровители. Например, духом-покровителем хантов реки Казым является Казымская богиня (Касум ими), имеющая множество фольклорных эпитетов. На медвежьих игрищах её представляют женщиной в красном халате, цветастом платке. В фольклоре называют «с татуированными руками ненецкая женщина», «бабушка» и т.д. Поэтому, любое сновидение, связанное с этими образами трактуется как Казымская богиня.

(М.Е, 27 лет, живет традиционной жизнью) « Мама (мать по национальности ненка) мне часто снится и что-то говорит. Бабушка говорит, что это пупи щащи, (т.е. Казымская богиня). Здесь Э. была. Во сне вижу, мама говорит мне: «Если хочешь сохранить семью, то её выгоняй». Вместе с ней и уехали».

Божества могут проявлять себя только голосом, дающим тот или иной совет, иногда частями своего одеяния или тела, чаще всего протянутой руки. Такое сновидение приводилось выше. Кроме того, согласно хантыйским представлениям каждое божество имеет несколько зооморфных ипостасей. Например, Казымская богиня может явить себя в образе черной кошки, соболя и утки кряквы. Появление в снах подобных образов - явление божества.

(З.А. 24 года, живет в городе) «Черная кошка все ходит возле меня. Вижу, собрались сестры тетя Т., О.А., мама, В. и другие люди кроме них. Тетя Т. маму спрашивает по-хантыйски о тете Г.Т. (умершей). Что-то случилось». «Много черных кошек, я нахожусь у какого-то дома. Одна из них обвилась вокруг моей правой руки, и от этого мне было больно-больно. Мне было плохо. Я стала искать Т.А.».

Эти сновидения одной и той же сновидицы приснились в разное время. Считается, что в первом случае она пытается помочь девушке в трудной жизненной ситуации. В другом - сердится за какой-то проступок. Следует отметить и такой факт, что эта девушка моя двоюродная племянница, по отцу она из другого рода. Мой род Молдановых является охранителем священного лабаза (амбара) Казымской богини, она является нашим «домашним» духом (хот оланг лонгх). Более того, у каждого из нас имеется свой личный дух-покровитель, к которому, как полагают «повернуты наши головы» (ух щи пела вэл), моя «голова повернута» к этому божеству. Во всех зафиксированных снах, где племяннице снится черная кошка, обязательно присутствует мой образ (тетя Т.; Т.А.), т.е. она отождествляет меня как с кошкой, так и с богиней. В реальности, в трудных жизненных ситуациях она часто просит у меня совета и рассказывает все свои сновидения. Если же исходить из традиционного толкования, то все люди из рода охранителей того или иного духа (с учетом пола), в сновидениях представляют именно это божество. Таким образом, моё появление в сновидениях, согласно хантыйской традиции, интерпретируется как явление Казымской богини.

Представления хантов о том, что божества имеют несколько зооморфных обликов, подтверждается сновидениями. Как известно, образы снов подвержены всевозможным метаморфозам. Такие сны начинают снится в очень раннем возрасте.

(М.В. 4 года, живет в стойбище с бабушкой) «Как будто папа, мама и я идем. Навстречу человек высокий, большой. Они несли яйца. Этот человек все их яйца съел и превратился в собаку».

Сновидения дают представления и о иных мирах, характерных для хантыйских представлений.

(Л.Н. 25 лет, живет в городе) «... Место непонятное, пространство непонятное. Большое. Нет ни стен, ни горизонта, ни улиц, ни земли. Не могу классифицировать. Нечто неопределенное. Все в воздухе. И мамино ощущение (мама умерла) светлое-светлое ...». « Снится мощный поток чувств, как в другом измерении, в прошлом...»

Многие сновидческие образы современных хантов, живущих в условиях поселков, городов, можно отнести к интроекции культурных символов народа. В сновидениях мною зафиксированы практически все мифологические и сказочные персонажи, мотивы.

(М.А.,45 лет, живет в городе, учитель) «В высохшем русле реки лежит огромный мужчина, он то ли мёртвый, то ли просто потерял сознание. Я рассматриваю его голову, она огромная и вообще весь он великан, всю реку загородил. Я внимательно его рассматриваю. На этом проснулась. (Великан напоминает персонажи хантыйской сказки Хув ики, Вэйт ики) ».

(Ш.А. 26 лет, живет в городе) «Иду по дороге, выше поверхности земли... Вокруг тишина. Навстречу мимо меня проходят три лося. Они необычного размера: впереди идёт восьминогий, могучий. Четко вижу каждую его мышцу, невероятных размеров рога. Четко вижу каждую его шерстинку, словно шерсть линяет. За ним плавно и грациозно шагает шестиногий, он по размеру чуть меньше первого, но тоже больших размеров. Рога его большие и больше вдоль тела распущены. А за ним идет четвероногий, обычный. Вокруг тишина. Шагают, словно картина замедленного действия».

Следует отметить, что Хув ики 'Длинный мужчина' и Вэйт ики 'Проточный мужчина' персонажи хантыйских сказок, они олицетворяют луговую сторону реки Обь. Шестиногий небесный лось - мифологический персонаж.

В среде городских (поселковых) хантов, достаточно давно ушедших из традиционной жизни или же рожденных в городе (поселке) можно встретить наблюдается ситуация когда совершенно современные проблемы решаются образами из традиционной культуры. Могу привести собственное сновидение. Ситуация была такова, что мне необходимо было сконцентрироваться, чтобы срочно написать статью. Однако мне никак не представлялась такая возможность, всем в этот день чего-то надо было от меня. Ночью вижу сон.

«Я в лесной избушке. Мне крайне срочно нужно развести дымокур. Я пытаюсь разжечь бересту, но она не загорается. Потом думаю, что у меня же нет «гнилушек» (их кладут в дымокур, чтобы был хороший дым). Бегаю по лесу ищу и никак не могу найти...».

Здесь люди, которым «чего-то надо» ассоциировались с комарами, которых необходимо отогнать с помощью дымокура. В реальности, я давно уже не разводила дымокуры, а «гнилушки», вероятно, собирала только в детстве.
Итак, рассмотрев некоторые аспекты, связанные со сновидениями в культуре хантов можно заключить следующее. В традиционной хантыйской культуре работе со сновидениями уделялось значительное внимание. Разработана терминология, связанная со сном, имеется классификация сновидений, сновидцев и снотолкователей. В силу глубоких и сильных эмоций, испытываемых в сновидениях, они остаются актуальными и в жизни современных хантов. Сны рассказываются, записываются, интерпретируются, к ним обращаются в случае сложных жизненных ситуаций. В настоящее время сновидения являются той основой, которая воспроизводит традиционное хантыйское мировоззрение, религию и способствует сохранению некоторых традиционных обрядов.

Примечания
1 Юнг К.Г. Архетип и символ. М.:Реннесанс, 1991, С.98.
2 Фрейд З. Толкованiе сновидъенiй. - М. 1913. Юнг К.Г. Воспоминания. Сновидения. Размышления. К.: Air Land, 1994.
3 Элиаде М. Мифы. Сновидения. Мистерии. М.: Рефл-бук. Ваклер, 1996.
4 Молданова Т.А. Архетипы в мире сновидений хантов. - Томск: Изд-во Том. ун-та, 2001.
5Тайлор Э.Б. Первобытная культура. - М.: Изд-во полит. лит-ры, 1989.; Карьялайнен К.Ф. Религия югорских народов / Пер с нем. Н.В. Лукиной. -Томск: Изд-во Том. ун-та, 1994.; Кулемзин В.М. Человек и природа в верованиях хантов. - Томск: Изд-во Том. ун-та, 1984 и др.
6 Молданова Т.А. Указ. раб. С. 286-292
7Зуев В.Ф. Описание живущих в Сибирской губернии в Березовском уезде иноверческих народов остяков и самоедов (Воспроизводится по изданию: Зуев В.Ф. Материалы по этнографии Сибири XYIII века (1771-1772). М.:Л., 1947 // Путешествия по Обскому Северу. - Тюмень, 1999. С. 14-223; Карьялайнен К.Ф. Религия югорских народов / Пер с нем. Н.В. Лукиной. - Томск: Изд-во Том. ун-та, 1996; Кулемзин В.М., Лукина Н.В. Васюганско-ваховские ханты в конце XIX - начале XX в. Этнографические очерки. - Томск: Изд-во Том ун-та, 1977 и др.

(Опубликовано в журнале Этнографическое обозрение, №6, 2006. - С.38-47)