Казым. Земля Кошачьего Локотка



История Казыма. Характеристика поселения

История Казыма. Характеристика поселения

До ХХ в. на том месте, где сейчас расположен современный поселок, постоянных поселений не было. Но на территории, прилегающей к поселению, таковые были, что подтверждается археологическими раскопками в бассейне рек Казым и Амня.

Началом истории поселка как долговременного поселения может служить строительство культбазы. Казымская культурная база была открыта в ноябре 1931 года Территория обслуживания культбазы составляла около 40 тыс. квадратных километров, и уже к середине десятилетия она стала центром Казымского региона. Здесь, на месте соснового бора, был построен небольшой социалистический городок. Это - здания школы, больницы, Дома народов Севера, библиотеки, ветеринарного, зоотехнического и агрономического пунктов, Красной показательной юрты, Красного чума, общественной бани, электростанции, производственных мастерских, радиостанции, жилых домов и др. Уже осенью 1931 года начинается работа созданных организаций.

Самое распространенное современное официальное название поселения - Казым. Каково же его происхождение? Топоним «Казым» из хантыйского языка этимологически не интерпретируется. Однако существуют попытки объяснить название на хантыйской почве. Так, Н. К. Фролов считает: «Название, видимо, восходит к обско-угорскому слову касс - утка-крохаль - родовой тотем части западных ханты, то есть гидроним Казым -- утиного рода река». Г.Д. Лазарев этимологию названия села «Казым» объяснил следующим образом: «На языке ханты оно звучит Касым, которое тождественно Кастым, что означает «переселение». Когда-то на этой реке первыми обосновались Ерныховы, переселившиеся сюда из обской деревни Суреи. Потом рядом с Ерныховыми обосновались Тарлины и другие. Вот и стала эта деревня переселившихся под названием Касым, после трансформации в русское слово, называться Казым».

Существует попытка объяснить гидроним из татарского языка: «Название татарское. Казымка - дочь, как дочь Оби». Известный этнограф З. П. Соколова допускает угорский источник названия «Казым», при этом сравнивает его с названием городка Кысым - тура, находившегося на Иртыше при устье Тобола, а также с фамилией Касымовы и именем Касым. По мнению автора, эти соответствия должны свидетельствовать, что остяками до татар был населен Иртыш от Тары до Тобола.

Также, название «Казым» соотносят со словом касупсы, что означает «соревнование». Говорят, что там, где Казымский сор, соревновались ханты на оленях, поэтому назвали их казымцами, а их поселение - Казымом.

Ряд исследователей топонимии Западной Сибири пытаются найти название «Казым» на самодийской основе. М. А. Тяботов основу названия Казым связывает с селькупскими лексемами касы - «жертва» и кассы - «кедровка".

Более убедительна, на мой взгляд, этимология, предложенная А. К. Матвеевым. Он соотносит основу гидронима Казым с древним самодийским корнем кас, от которого образованы ненецкие слова касуй - «сухой» и касаш - «подсохнуть», «завянуть», «обмелеть», что согласуется с названием притока Казыма Сухой Казым и характером реки, сильно мелеющей в межень.

Существуют и другие названия. По рассказам старожилов в 40-е годы село Казым называли Амня. Когда-то это название входило составной частью в название «Амнинские юрты». В похозяйственных книгах 40-х г. в наименовании поселка сначала присутствует название «культбаза», с 1942 г. впервые это название меняется на «Казым».[ До 50 - 60-х гг. оленеводы часто говорили так: зыряне - «Амняэ лэччам», ханты - «Амня манлув» (дословный перевод - «поедем в Амню»). Сейчас «Амня» - это часть современного поселения Казым, находящегося на правом берегу реки Амня. Одновременно было и другое название - «База» (сокращённо от «культбазы»). Очевидно, это название существовало с 30-х по 60-е гг. Затем оно потеряло смысл, т.к. в 1961 г. культбаза была упразднена. Ориентировочно, с 70 - 80-х гг. за поселением закрепилось название «Казым».

План нашего посёлка -- уличный, но в самом начале существования культбазы преобладала тенденция к групповому поселению по этническому признаку. Так, семьи ханты проживали за рекой Амня это семьи: Каксины, Тарлины, Ерныховы.

На правом берегу жили остальные жители: русские, зыряне, это семьи: Вокуевы, Каневы, Рочевы. Поселение делилось на две части: Зырянский край, Центр.

Оленеводы работают и проживают на кочевых стойбищах. В селе (несмотря на то, что совхоз "Казымский" преобразован в ОАО "Казымская Оленеводческая Компания") определяют их место проживания по номеру бригады. Сейчас сохранились такие бригады: бригада № 3, в неё входят семьи: Вокуевых, Поповых и Пяк, а бригадиром является Вокуев М. Я.; бригада № 5, в неё входит семья Каневых, бригадир - Канев К. Н.; бригада № 6, в неё входит семья Поповых, бригадир - Попов Г. С.; бригада № 13, в неё входит семья Аликовых, бригадир - Аликов А. Н.

На протяжении ХХ в., поселение Казым входило в разные районы: Березовский, Микояновский, Березовский, Белоярский.

Использован материал исследовательской работы «История Казыма. Характеристика поселения» Рандымовой Марии - победителя научно-исследовательской конференции «Тимофеевские чтения» (Научный руководитель Шевелева М.М.)