Казым. Земля Кошачьего Локотка



История изучения народов ханты и манси

История изучения народов ханты и манси

Результатом первых исследований угров стала книга миссионера Г. Новицкого. «Краткое описание о народе остяцком» (1715). Члены академических экспедиций П. С. Паллас, В. Ф. Зуев, И. И. Лепёхин, И. Г. Георги ввели в научный оборот большой эмпирический материал.

В 1833 вышли в свет монография В. Ф. Белявского «Поездка к Ледовитому океану», посвящённая ханты, и статьи Н. Ковальского, Н. А. Абрамова и С. Мельникова о культуре манси. В 1849 г. финн А. М. Кастрен и венгр А. Регули (лингвист и фольклорист) предприняли свои экспедиции и, работая независимо друг от друга, оставили большое научное наследие.

В конце ХIХ в. появляются работы Н. В. Сорокина, О. Финша и А. Брема, Н. И. Кузнецова, а также обзорная статья В. Н. Майнова в «Историческом вестнике». Не потеряла актуальности книга Н. Л. Гондатти (любителя-этнографа, генерал-губернатора Томска) «Следы язычества у инородцев северо-западной Сибири». Финн А. Альквист опубликовал в 80-х прошлого века на хантыйском и немецком языках фольклорные тексты и исследование «О языке северных остяков».

На рубеже веков появились исследования, вошедшие в классику финно-угроведения: работы Б. Мункачи, К. Ф. Карьялайнена, А. Каннисто, У. Т. Сирелиуса. Они использовали собственный богатый материал и ранее добытые научные сведения. Фольклор, религия, орнамент, жилище, запорное рыболовство были рассмотрены детально как общее и особенное в культурах евроазиатских народов. Трёхтомное сочинение К. Ф. Карьялайнена «Религия югорских народов» вышло в Финляндии на немецком языке в 1923 г.

В методологическом отношении все авторы ХIХ -- начала ХХ вв. придерживались эволюционных принципов, рассматривая развитие явлений культуры от простых форм к сложным. Широко привлекали сравнительно-аналитический метод. К этому времени относятся исследования финского учёного-фольклориста Х. Паасонена (изданы в 1980) и шведа Ф. Р. Мартина (его «Сибирика» вышла в 1897 на немецком языке).

В 20-е XX вв. значительный вклад в изучение народов ханты и манси внёс В. Н. Чернецов. Его экспедиции (этнографические, а затем археологические) длились четверть века (в основном среди манси). Своими исследованиями он охватил почти все сферы материальной и духовной культур изучаемых этносов. В 1928 вышла работа Г. Старцева «Остяки», а в 1931 -- исследование М. Б. Шатилова «Ваховские остяки».

В 1930-х Н. Ф. Прыткова и В. Н. Чернецов участвовали в создании письменности для ханты, помогали Е. Д. Прокофьевой написать очерк о ханты и манси в томе «Народы Сибири». В 1930-х немецкий учёный В. Штейниц собирал материал по хантыйскому языку и фольклору, часть его работ издана в то время, а часть -- в 70-е в ГДР. Он был учителем ханты Н. И. Терёшкина.

В 1950-х в Финляндии издана работа Г. Вахтер по орнаменту, опубликовал свои работы и крупный советский учёный-орнаментовед С. В. Иванов. С 1950-х обско-угорской этнографией занимается З. П. Соколова, её работы посвящены жилищу, религии, этнической истории, но в основном социальной организации (монография вышла в 1983 г.).

В 1960--70-е гг. новым поколением венгерских исследователей собран материал среди хантыйских студентов в Ленинградском Институте народов Севера. Я. Гуя и К. Редеи опубликовали в США каждый свою «Остятскую хрестоматию».

В 1980-х вышла «Остятская хрестоматия» на венгерском языке Х. Ласло. В Венгрии издано исследование М. С. Бакронадь «Термины медвежьего культа в обско-угорских языках». Э. Вертеш продолжает готовить к публикации фольклорные записки К. Ф. Карьялайнена и Х. Паасонена. Фольклорист из Венгрии Е. Шмидт в 90-е работала среди ханты р. Казым.

Труды Н. В. Лукиной, В. М. Кулемзина, И. Гемуева, А. М. Сагалаева, А. В. Головнёва, А. В. Бауло, А. П. Зенько, Е. Мартыновой, Е. Г. Фёдоровой, Н. И. Новиковой и др. отражают разные стороны традиционной и современной культуры. Серьёзными исследованиями в области экономики и социологии стали «Социально-экономические основы развития ареалов малочисленных народов Севера» В. М. Курикова (Екатеринбург, 1995); «Межэтническое сообщество» В. В. Мархинина и И. В. Удаловой (Новосибирск, 1996), работы Т. Г. Харамзина, Е. А. Нёмысовой и др. В 90-е згг. аметный вклад в исследования народов ханты и манси сделали этнографы -- представители этноса ханты и манси: Т. А. Молданова, А. А. Сязи, Г. П. Харючи, Л. А. Тарагупта, М. А. Лапина.

В. М. Кулемзин

Опубликовано по источнику: Югория. Энциклопедия Ханты-Мансийского автономного округа - Югры.