Казым. Земля Кошачьего Локотка



Угро-индийские параллели: факты, гипотезы

Угро-индийские параллели: факты, гипотезы

Наукой установлено, что в сложении индийских народов большую роль сыграли племена некогда пришедшие в Индию. Они называли себя арья (ариями) (Цит по Матвеева... 1994:49). Прародину ариев помещают от низовьев Дуная и Средней Европы до Алтая и границ Индии (Бонгард-Левин, 1983:13). Также полагают, что прародина ариев располагалась на юге Восточной Европы, а их контакты с носителями финно-угорской речи могли осуществляться на границах с лесной зоной от Поволжья до Зауралья (Матвеева... 1994:52). Интересно то, что у хантов упоминается народ ар ях, В.М. Кулемзин данный термин переводит как «народ (эпических) песен», а его информаторы объяснили данное понятие как «первобытные ханты» (Мифология... 2000:9). От себя добавим, что у северных хантов существует стойкая фольклорная формула аранг йис, моньщанг йис 'песенная эпоха, сказочная эпоха', то есть очень древняя.

В Индии существует мнение, например, у исследователя Рахуль Санкритяяна, что их предки когда-то жили на территории Западной Сибири, около р. Оби (Цит по Джанвиджай, 1999:9). Поэтому интересно выявить какие существуют параллели между угорскими и индийскими народами. Статья, в основном, написана по литературным источникам, частично по материалам автора (это касается хантыйского языка).

1. Параллели в языке.
В известной работе венгерской исследовательницы Евы Коренчи «Иранские заимствования в обско-угорских языках» выявляются иранские параллели в лексике хантов и манси (1972). Из этого источника нас интересуют наиболее ранние языковые заимствования, причем имеющие параллели в индийских языках. В науке выявлено, что перечень слов, заимствованных финно-уграми и в частности обскими-уграми, из арийской речи, достаточно обширен .

а) Среди них лексика, связанная с хозяйством и повседневным бытом. Например, «дорога» - хант пант др-инд. пантха; «ветер» - хант вот, манс. ват др-инд вата; «веревка» - манс. расн др-инд рашана, добавим, что в хант раснга - бахрома и т.д. ((Матвеева... 1994:52). Бисер - хант. и манс. сак, в санскрите сакта - «подвески» (Чернецов, 1953:240).

б). Числительные. Например «сто» - ср. хант. сот, манс. сат. с инд. шата.

в).Скотоводческая терминология (слова для обозначения коровы, козы, овцы, ягненка, молока ) и т.д.
г). Название мифологического зверя «шарабха» Мункачи возводит к хант. и манс. «шореп» «сарп», «шарпа» - лось.

Древне-индийское название конопли и экстрата из неё «бханга» в хант. и манс. языках существует слово «понгх», «пангх» и означает мухомор (Бонгард-Левин, 1983: 104; 119). и т.д.

2. Параллели в фольклоре и мировоззрении.
Согласно индийским представлениям легендарная гора Меру - обитель Брахмы, где пребывают души всех существ находится где-то на севере, где «полгода - день, полгода - ночь», «одна ночь и один день вместе равны году», здесь высоко в небе «видна укрепленная богом-творцом Полярная звезда» вокруг неё вращаются созвездия ...».

На этой горе проживает танцующий бог Шива. Его представляют божеством могучей силы и экстаза « с распущенными волосами танцует он в небе». Сейчас с культом Шивы в Индии связаны экстатические танцы и опьяняющие напитки. Отмечу, что в хантыйском языке существует слово шивематы, которое применяется в выражении ухем шивемасы 'голова закружилась'.

В «Ригведе», древнейшем письменном памятнике индийцев, имеется описание великих северных гор, где бог огня Агни «охраняет желанную вершину Рипы» (рип - обычно переводят как земля) (Бонгард-Левин...1983:87). Отметим, что у северных хантов реп 'гора'.

В мировоззрении обских угров и древних индусов типологически сходны мифические птицы «Крылатый Карс» и «Гаруда». Согласно С.К. Патканову «Карс» это гигантской величины птица «с человекоподобной головой и большим клювом... он умеет говорить по-человечески, обладает необыкновенной силой». У индусов «Гаруда» мог сразиться с целым войском у него «голова человека, нос клювом, мог говорить по-человечески».

В Индии своеобразен образ мифического существа Шарабха, это восьминогий, дикий, могучий зверь. Его считали жителем снежных гор и лесов. Полагают, что его прообразом является лось (Бонгард-Левин.. ..1983). Известно, что в мифологии обских угров существует шестиногий лось (Мифология... 2000:238-244).
Индийский писатель Аниль Джанвиджай полагает, что богиня благополучия Лакшми, которую в народе называют «Золотая баба» имеет сходство с сорни най - золотой бабой обских угров (1999:9).

Наиболее популярное божество обско-угорского пантеона Мир-сусне-хум или Ас-тый-ики. Его образ обычно возводят к иранскому солнечному божеству Митре. Однако и у древних индусов было божество с подобным именем Митра (букв. перевод - «друг»), который охраняет миры, разъезжая по небу на конях. Его характеризуют как миролюбивого, милосердного к людям, главная обязанность которого объединять людей. Известно, что обско-угорское божество также разъезжает по небу и следит за правильностью устройства мира (Пархимович, 1996: 6-7). Согласно моей информации слово митра существует в хантыйском языке и означает «чудо» «диво». Например, распространена поговорка «Муйсар митра, мусар пись» 'Что за чудо, что за диво'. В фольклоре часто встречается выражение «Щи ущмаранг, щи митраянг» 'С такими хитростями, с такими чудесами '

Центральной фигурой ведийского пантеона является Индра. В устной традиции обских угров память о нём не сохранилась, но на территории бассейна Оби и Иртыша отмечено 40 гидронимов с корневой морфемой «Индра» (Ендра, Йондра, Андра и др ). По мнению С.Г. Пархимовича они восходят к теониму Индра (1996:8). Интересно, что у хантов существует представление о неком теплом море «Антрап щорас» 'Море Антрап'.

С.Г. Пархимовича к индоиранским заимствованиям возводит и образ обско-угорского мув хор (ма кор) 'земляной бык' и связывает его с образом Макары. У обских угров мув хор (ма кор) роет землю, прокладывает русла рек. Индийское чудовище Макар (гибрид слона, крокодила и рыбы) тесно связано с божествами воды, а также с Индрой. (1996:9).

3. Параллели в культе.
а). Как известно, в северном шаманизме особую роль играл культ птицы: в образе птицы шаман (или его душа) «отправлялся» в дальние странствия. Согласно индийскому эпосу далеко на север «летали» на птицах священные мудрецы. Эти полеты, в свою очередь, связывают с реликтами элементов шаманизма у ариев. (Бонгард-Левин...1983:104;119). По мнению американского ученого Г. Уоссона, сома - опьяняющий напиток «Ригведы» не что иное, как мухомор, который играл значительную роль в шаманизме у угров.

б) В статье Б.А. Васильева отмечены региональные черты в обско-угорском медвежьем празднике. Интересен его вывод о том, что культ коня присущий этому празднику, характерен для многих народов, в том числе и для древних арийцев. Он связывает ритуал жертвоприношения коня в целом, а также его эротический аспект с древними ритуалами Индии и Индо-Китая (1948).

в). Исследователи отмечали сходство в некоторых элементах погребальной обрядности у древних иранцев и обских угров. Это относится к обряду трупосожжения у иранцев и сожжению кукол мертвых у хантов и манси. В последнем случае произошла замена. Ритуальные действия совершаются не с самим умершим, а с куклой (иттерма, оптанг акань...) (Сотникова, 2005: 334-337). Для нас существенно то, что изготовление куклы не противоречит древней индоевропейской традиции «характерной чертой обряда ведийских ариев является наличие символического изображения покойного» (Иванов, 1997:571)

г). А.А.Потебни слово «игра» возводит к санскр. -jar-(-jadж-) со значением «жертвоприношение» ( Ивлева, 1998:18). На наш взгляд, хант слово йир 'кровавое жертвоприношение' также может восходить к этому слову, то есть к санскритскому -jar-(-jadж-) с тем же значением «жертвоприношение».

4.Параллели в быту
В специальной работе «Платок в культуре хантов и манси» З.П. Соколова отмечает, что способ ношения головного платка, обычай закрывания лица (обычай избегания) обско-угорскими женщинами имеет аналогии в Индии и Южной Азии, где для этого используются также покрывала, шали, лицевые занавески и концы сари. Мужчины в Индии носят чадар - кусок ткани, свободно наброшенный на плечи. Уличные танцоры-мужчины, одетые в женское платье, закрывают голову и лицо покрывалом (Соколова, 2000:57-58). Отметим, что у ваховских хантов во все времена года мужчины повязывали голову платком либо носили его повязанным на шее (Кулемзин...1977:90).

Таким образом, мы видим, что угро-индийские параллели прослеживаются по нескольким аспектам: язык, фольклор, мировоззрение, культовая практика и быт.


Литература:
Бонгард-Левин Г.М., Грантовский Э.А. От Скифии до Индии. - М.:Мысль, 1983.
Васильев Б.А Медвежий праздник // СЭ. 1948, .№3. С. 78-104.
Джанвиджай А. Прикосновение к своим истокам // г. Литературная Россия, 1999, №50, С.9.
Иванов В.В. Структура гомеровских текстов, описывающих психические состояния // Из работ московского семиотического круга. М., 1997.
Ивлева Лариса. Дотеатрально-игровой язык русского фольклора // С-Пб.,1998.
Кулемзин В.М., Лукина Н.В. Всюганско-ваховские ханты в конце XIX - начале XX вв. - Томск, 1977,
Матвеева Н.П., Матвеев А.В., Зах В.А. Археологические путешествия по Тюмени и её окрестностям. - Тюмень, 1994.
Мифология хантов. - Томск, 2000.
Пархимович С.Г. Организация мироздания и мировой порядок в религиозно-мифологических представлениях обских угров (к вопросу об индоиранских и иранских заимствованиях). //Космос Севера, Тюмень, 1996, С. 5 - 12)
Сотникова С.В. От андроновского трупосожжения к угорскому сожжению ритуальных кукол: динамика развития традиции // Проблемы историко-культурного развития и традиционных обществ Западной Сибири и сопредельных территорий. - Томск, 2005 С.334-337.
Соколова З.П. Платок в культуре хантов и манси. - М., 2000.
Чернецов В.Н. Древняя история Нижнего Приобья // Материалы и исследования по археологии СССР. 1953, №35.
Korenchy Eva. Iranische Lehnworter in den obugrischen Sprachen. - Budapest, 1972.

Евгения Михайловна Молданова, г. Ханты - Мансийск.
Родилась в 1982 году в п. Ванзеват (Березовского района, ныне Белоярского района) Ханты-Мансийского автономного округа. Студентка Югорского государственного университета (Институт языка, истории и культуры народов Югры), г. Ханты - Мансийск. Заочно обучается на актерском отделении Екатеринбургского государственного театрального института, г. Екатеринбург.
Работает в ГУ «Театр обско-угорских народов - Солнце», г. Ханты - Мансийск.

Опубликовано по адресу
http://www.deputatandreev.ru/main.php?id=802