Казым. Земля Кошачьего Локотка



Казымская культур-антропологическая школа (Касум КАШ)

Казымская культур-антропологическая школа (Касум КАШ)

Концепция и проект КАШ подготовлены коллективом разработчиков Московского независимого методологического университета (Ю. В. Громыко), Главного управления образования администрации автономного округа (З.П.Тюменцева), Научно-исследовательского института возрождения обско-угорских народов (Е. А. Нёмысова), Казымской общеобразовательной школы (О.А. Кравченко).

Экспериментальная культур-антропологическая школа в с. Казым была открыта решением Исполкома Белоярского городского Совета народных депутатов 22 ноября 1991 года на основании учредительного договора между отделом Севера исполкома Ханты-Мансийского окружного Совета народных депутатов, управлением народного образования Ханты-Мансийского окрисполкома, Московским вневедомственным университетом комплексных гуманитарно-технических разработок, лаборатории этнографических исследований института истории и археологии Уральского отделения Академии Наук СССР, исполнительным комитетом городского Совета народных депутатов. С 1991 по 1997 год руководила учреждением Кравченко О.А., с января 1998 года - Лучко М.А.

КАШ была первым в округе государственно-общественным образовательным заведением инновационно-внедренческого типа. Согласно Уставу целью нового учреждения являлось «создание принципиально новой практики общего среднего образования, основанного на удовлетворении этнокультурных запросов коренных народов и старожильческого населения Обского Севера».

В КАШ сначала была организована дошкольная группа. Молодые педагоги, работая в семьях вместе с бабушками, наблюдали за традиционными методами воспитания, выявляли приемы этнопедагогики, вносили в образовательное пространство новые формы работы с детьми. Особое внимание обращалось на язык.

В сентябре 1992 года был проведен набор в 1-й и 5-й классы. Основная задача, которая ставилась на этот период - подготовить педагогический коллектив, способный работать в экспериментальном режиме.
Научное руководство экспериментальной площадкой осуществлялось сотрудниками Московского независимого методологического университета (Громыко Ю.В., Акопова Э.С., Максимовская М.В., Глазунова О.И., Алексеева Л.Н., Лазарев А.С., Белькинд Ю.Г.). Под эгидой МНМУ на базе КАШ регулярно проводились семинары по разработке содержания образования, в работе которых принимали участие сотрудники НИИ обско-угорских народов, Томского университета, педагоги-практики из школ городов и районов округа.

Коллектив формировался из числа молодых педагогов: Потпот Р.М. - работала с первым хантыйским классом, Канева (Суббота) К.А. - с коми-зырянской группой, Федотова Е.Т. - с русской. В первый и последующие годы часть учителей общеобразовательной школы работала в КАШ по совместительству: Рубанко О.П. (зам. директора по общеобразовательной работе), Молданова Т.П. (русский язык, литература), Лучко М.А. (психолог), Ибатуллин Ш.М. (физика).

В 1993/94 учебном году в связи с передачей КАШ интерната здесь комплектуются классы с первого по девятый. Математику преподавали Бабикова Л.В., Канева И.Н.; русский и литературу - Ким С.А., труд и ИЗО у мальчиков вели Тарлин Я.Н., Потпот И.В., у девочек - Падикова М.В. Занятия по спортивно-оздоровительному циклу проводил Молданов С.В., предметы естественно-природного цикла преподавали Лучко М.А. и Неруш В.А., музыку - Гемпик В.В., танцы - Кальмягина В.В. В начальных классах, сформированных по этническому принципу (хантыйская, ненецкая, зырянская, русская) в разные годы преподавали: Рандымова Е.И., Тасьманова О.Л., Григорьева Л.И., Пяк Н.В. Ненецкий язык и культуру в разновозрастных группах вели Себурова Н.С., хантыйский - Потпот Р.М., зырянский - Канева В.И. Воспитателями в интернате работали: Першин О.Г., Малыгина Т.Е., Кравченко С.В., Молданова М.В., Падиков С.В., Канева О.И., Логаны С.А., Кондрашина Л.Н., Шуганова Н.И. Суббота К.А. - заместитель по научно-образовательной работе преподавала также литературу в среднем звене, Федотова Е.Т. - заместитель директора по воспитательной работе - русскую культуру.

Одной из важнейших задач школы была социализация детей, приехавших из отдаленных поселений и стойбищ и проживающих в интернате. Ребята, вырванные из привычной среды, вынужденные осваивать новое социальное пространство, имели очень слабую мотивацию к учебе и нуждались в помощи.
Работа велась в нескольких направлениях. Каждый ребенок получил «социальных родителей». Все педагоги, независимо от занимаемой должности (административный работник, учитель, воспитатель интерната), имели несколько «сыновей» и «дочерей», которым помогали осваиваться в новых условиях, следили за учебой. Активно участвовали педагоги и школьники в жизни коллектива: собирали материалы и выпускали газету «Кашевские вести», снимали сюжеты и монтировали передачи для видеоприложения «КАШ-КАШ новости».

Интернат стал местом проведения интересных мероприятий, куда приглашались жители села. Прежде всего, это были так называемые «бабушники», где представители старшего поколения делились своим жизненным опытом, учили детей рукоделию, пению, танцам. Ребята в свою очередь готовили для бабушек концерты, ставили спектакли. На проводимые в КАШ балы, Дни национальных культур с удовольствием приходили подростки из общеобразовательной школы.
Организовав свое жизненное пространство, интернатские ребята стали участвовать в жизни села. Педагоги и дети КАШ выступали инициаторами проведения общепоселковых праздников: Дня Победы, Дня национальных культур, ставили спектакли, выступали с творческими отчетами перед жителями. И только после того, как успешно прошел процесс социализации, у детей появилась мотивация и первые успехи в учебе.

Устав КАШ предполагал большую свободу деятельности. Ставились и решались задачи по укоренению детей в традиционной культуре, разрабатывались новые принципы организации общего среднего образования, формы и методы воспитания и обучения подрастающего поколения.
Большой блок работ был связан с разработкой содержания предметов. Уже на первом этапе существования КАШ была выдвинута идея переорганизации учебного предметного материала в виде циклов. Сначала они проводились как отдельные занятия, в последующем планировалось в виде циклов организовать весь учебный материал.

Цикл «Ремесла и искусство» ставил своей задачей приобщение детей к традициям народа, закрепленным в предметах материальной культуры. Основным материалом для данного цикла служил орнамент. Разработка данного цикла включала три плана работы: сбор, описание и систематизация материала; разработка программ по изучению видов искусства и ремесел; «сворачивание» полученного материала в образование. Орнамент использовался и для обучения первоклассников письму и счету.

Цикл «Языкомировидение» разрабатывался с целью введения детей в основные системы миропонимания, характерные для этноса. Введение данного цикла вызвано тем, что естественная среда, где в условиях взаимодействия детей и взрослых осваиваются основные системы смыслов и способов их выражения, фактически оказались разрушенными. Для того, чтобы освоить язык, недостаточно знать только лексику и грамматику. Необходимо было восстановить для детей пространство миропонимания, стоящее за языком, и сформировать интерес к специфической форме применения языка. В рамках данного цикла дети восстанавливали смысл, стоящий за тем или иным мифом, легендой; переводили сказки на русский язык и обратно, чтобы сформировать чувствительность к языковой разнице; разыгрывали сказки на родном языке.

«Естественно-природный цикл» начал разрабатываться на материале задачи. Сравнивая учебные задачи европейского типа и практические задачи, связанные с традиционной деятельностью, разработчики пришли к выводу, что внесение в задачи национального колорита (когда вместо яблок и груш дети считают оленей), не меняет содержания и чаще всего противоречит этике. К примеру, у хантов не принято считать людей, оленей, а на бестактный вопрос: «Сколько ты добыл рыбы? (или уток)» - рыбак-охотник ответит неопределенно, «достаточно» или «есть немного». Задачи, которые имеют отношение к традиционной культуре, предполагают полное восстановление контекста практической деятельности, что и должно быть учтено при разработке хантыйской, ненецкой, зырянской учебной задачи.

Интересные результаты были получены по курсу «Родовая история», где дети восстанавливали свою родословную, выявляли «сильных» людей рода, которые могли бы служить образцом для подрастающего поколения.

В КАШ активно внедрялись новые формы педагогический работы (образовательные проекты, детско-взрослые культур-антропологические экспедиции), разрабатывались модели общественно-хозяйственной жизни, проводились исследования, позволяющие выявить сходство и различия в понимании и мышлении детей разных этнических групп.

С 1996 по 1998 год КАШ тесно сотрудничает с Сан-Хуанским образовательным округом (штат Юта, США), занимающимся образованием среди индейцев-навахо. В рамках данного сотрудничества проведены две российско-американские конференции по билингвистическому образованию, организован обмен педагогами, две группы казымских школьников по месяцу жили в семьях американцев, а дети индейцы - в казымских семьях.

В 1997 году 10 выпускников КАШ получили аттестат о среднем образовании.

Новая школа не вписывались в привычные рамки существующей системы общего образования. Нежелание властных структур вникать в тонкости проводимой содержательной работы привели к тому, что Касум КАШ была ликвидирована как экспериментальное учреждение. Первым шагом к упразднению КАШ стало проведенное в 1996 году слияние с массовой общеобразовательной школой. Несмотря на то, что школа сохранила название культур-антропологической, вести дальнейшую разработку содержания образования стало невозможным. Некоторые разработки были внедрены в образовательный процесс, так родной язык и культура (хантыйский, ненецкий, зырянский, русский) преподавались с первого по 11-й класс. Дни национальных культур, проводимые в КАШ еженедельно, переросли в декаду национальных культур, приуроченную ко дню образования округа. Факультативно велся курс «Задача», продолжалась работа с детьми по проектам, в летний период педагоги и дети выезжали в экспедиции.

В марте 1997 года вопрос об экспериментальной работе КАШ заслушивался на Коллегии Главного управления образования округа. Было принято решение завершить эксперимент в рамках образовательного учреждения, а для методической проработки различных направлений создать центр этнопедагогики в с. Казым. Однако выполнена была только первая часть данного решения. В октябре 1998 г. Казымская культур-антропологическая школа преобразована в обычную общеобразовательную школу-интернат.

Несмотря на то, что учрежденская форма КАШ перестала существовать, идеи и разработки легли в основу других проектов. В августе 2000 года по инициативе педагогов, начинающих в КАШ свою деятельность, для организации содержательного летнего отдыха детей на протоке Нярсагорт было открыто детское этнокультурное стойбище "Нумсанг ёх" ("Мыслящие люди"). Материалы циклов «Языкомировидение», «Искусство и ремесла» легли в основу программ летних смен, а проекты ежегодно обсуждаются на сессии детско-молодежного парламента.

О. Кравченко

Литература:
Алексеева Л.Н. Культур-антропологическое содержание образования. Россия 2010, № 5, 1994, декабрь, с.69-72.
Касум-ёх. Материалы для обоснования проекта этнической статусной территории. Отв. Ред. А.В. Головнев.Щадринск, 1993. - 120 с.
Концепция культур-антропологической школы села Казым. Россия 2010, № 5, 1994, декабрь, с.51-53.
Кравченко О.А. Казымский меридиан. Северные просторы, № 6, ноябрь-декабрь 1995, с. 21-24
Кравченко О.А. Культур-антропологическая школа: проблемы становления. Материалы международной научно-практической конференции «Пути выживания народов ханты и манси» (п. Лянтор, 9-16 апреля 1992 г.), Ханты-Мансийск, 1993,с.32-33
Кравченко О.А. Я ищу человека сильного рода. Россия 2010, № 5, 1994, декабрь, с.43-46.
Кравченко О.А. Немысова Е.А. Культур-антропологическая школа. Югория: Энциклопедия Ханты- Мансийского автономного округа. Ханты - Мансийск, 2000, с. 97
Лучко М.А. Понимание метафорических выражений детьми разных этнических групп // Народы Северо-Западной Сибири. - Томск: Изд-во Том ун-та, 1998. Вып 6. С. 55-62.
Максимовская М. О необходимости этнокультурного образования. Россия 2010, № 5, 1994, декабрь, с.41-42.
Немысова Е.А. В чем сила человека? Россия 2010, № 5, 1994, декабрь, с. 47-48
Проект культур-антропологической школы села Казым. Россия 2010, № 5, 1994, декабрь, с.54-59.
Разработка содержания предметных циклов. Россия 2010, № 5, 1994, декабрь, с.60-66
Содержание и формы этнокультурного образования. Россия 2010, № 5, 1994, декабрь, с.49-50.
Федотова Е.Т. Пути международного сотрудничества. Новости Югры, 1998


1.jpg
2.jpg
3.jpg
4.jpg
image064.jpg
image066.jpg
image073.jpg