Казым. Земля Кошачьего Локотка



Народное искусство хантов реки Казым

Народное искусство хантов реки Казым

В научной литературе народное искусство хантов р. Казым обычно рассматривается в контексте искусства всех групп северных хантов. Однако казымские ханты, как и другие локальные группы имеют ряд отличительных особенностей. И эти особенности сохраняются, по крайней мере, в продолжении боле чем сто лет. Интересной работой с точки зрения выявления специфики народного искусства и его сохранения у рассматриваемой группы хантов является работа Руденко С.И. «Графическое искусство остяков и вогулов», опубликованная в 1929 году, сбор материала осуществлялся в 1909-1910 годах. В данной работе он рассматривает татуировку, карандашные рисунки, выскабливание на бересте, гравировку на кости, сравнивает их со «знаменами», т.е. собственноручными подписями остяков (ханты) и вогулов (манси) на исторических документах и приходит к выводу, что у этих народов существуют строго установленные традиционный изобразительный стиль.

В работе А.И. Руденко значительное место уделено хантам р. Казым, проживающим в средней и верхнем течении этой реки в поселениях Казым-ёган-вож, Казым-тый-вож, Ильбигорт, Уркум горт, зафиксирован один образец татуировки с Кельсь-ёган-горт и одно изображение на бересте с Хульлор. Исследователь указывает фамилии авторов графических изображений. Это носители фамилий: Лозям (Лизямова), Волта, Йорынхан, Вандыма, Спиридонов, Захар, Молданов (Молдан), Рандамов (Рондамов), Пендахова, Харан, Сянкин, Вуда, Емалиб. Первые десять фамилий у хантов р. Казым встречаются и по сей день, только в некоторых случаях иначе произносятся и пишутся.

Мною производился сбор материала у казымских хантов в 1980-1990-ые годы. В это время на среднем и верхнем течении реки имелись лишь два поселения: с. Казым и д. Юильск (в настоящее время некоторые семьи проживают в д. Хуллор и д. Помут). В силу специфики своего исследования я производила сбор информации, у мастеров, которые имели те или иные орнаментированные изделия. В это время орнамент сохранялись только на изделиях изготовленных женщинами, поэтому мужские изделия мною не рассматривались.

В итоге выявилось, что моими основными информаторами, т.е. мастерицами, в чьих руках концентрировалось орнаментальное искусство казымских хантов, являлись женщины, проживающие на следующих территориях:

д. Юильск - 22 информатора (Молдановы - 7, Рандымовы - 3, Каксины - 3; Сенгеповы -2; Тарлины - 2; Аликова, Вагатова, Енгух, Лозямова -1).

с. Казым - 19 информаторов (Тарлины - 4; Ерныховы -3, Каксина -2, Молдановы -2; Тоголмазова - 2; Лозямова, Вагатова, Рандымова, Спиридонова, Тасьманова, Тебетева - 1).

Стойбища верховьев реки Казым - 2 информатора (Молданова, Тоголмазова).

д. Нумто - 3 информатора (Вылла, Покати, Рандымова).

п. Кышик (р. Назым) - 7 информаторов (Молдановы - 2; Вагатовы-2; Лозямова, Сенгепова - 1)

Стойбища верховьев р. Лямин - 3 информатора (Хорова, Кечимова, Вандымова).

Стойбища верховья р. Тромъеган - 7 человек (Сопочины -3; Покачевы - 2; Мултановы - 2).

п. Русскинские - 1 информатор (Покачева).

Информаторы, проживающие за пределами водораздела р. Казым являлись выходцами с этой территории. Как уже говорилось бассейн р. Назым они начинают заселять около 200 лет назад, в настоящее время связи этих территорий не прекращаются и там и тут живут представители одних и тех же фамилий. Верховья рек Лямин и Тромъеган казымцами начинают заселяться после событий 1930-ых годов.

Искусство хантов, проживающих на реках Казым, Назым и Лямин, имеют незначительные отличия. В основном они фиксируются на бересте, в частности в топографии нанесения орнамента на крышку изделия. Если на р. Казым традиционные каноны соблюдаются строго, о чем можно судить по ранним публикациям и музейным экспонатам, то, например, на р. Назым используется более свободное нанесение узора, наблюдается изменение конфигурации некоторых стилизованных изображений. На р. Лямин фиксируются орнаменты не характерные для бассейна р. Казым. В то же время круг орнаментированных изделий, их форма, способ изготовления на этих трёх реках идентичен.

Искусство хантов, выходцев с р. Казым, проживающих в верховьях р. Тромъеган и в п. Русскинские, в исследуемый период значительно отличается. Обращает на себя внимание, что большинство из них, в основном молодое поколение перешло на одежду традиционную для этой группы. Ранее в своей работе (Молданова Т.А., 1999, С. 42-44) я подразделяла изделия на три типа: социализированные, интимные и ритуальные. Одежда относится к первому типу, т.е. к таким изделиям, через посредство которых женщина представляет себя обществу в качестве мастерицы и при изготовлении которых ориентируется на общественное мнение. Очевидно, что, оказавшись в среде с иными традициями, женщины начинают соответствовать существующим канонам. Однако этого не случается с изделиями интимными и ритуальными. Казымский орнамент, форма изделия сохраняется именно на этих изделиях, традиционными остаются также изделия из бересты, способ её орнаментации. Более того, здесь наблюдается влияние казымского искусства на тромъеганцев. Можно отметить тот факт, что изделия казымских мастериц, например, Покачевой (Молдановой) Агафьи Васильевны, выполненные согласно канонам казымского исуксства, находятся во многих музеях Сургутского района (в п. Русскинские, в г. Сургуте) и являются своеобразными образцами для воспроизводства.

Искусства хантов р. Казым распространяется не только на указанные территории. Например, существовали длительные и прочные связи с поселками Октябрьского района. В настоящее время эта связь четко фиксируется в изделиях из бересты. Народный мастер России Волдина Агния Александровна из д. Малый Атлым получила это звание, благодаря своим работам по бересте, о которых можно однозначно сказать, что это «казымская береста». Казымские традиции в г. Нефтеюганске сохраняет другой народный мастер России Лозямова Анастасия Ивановна, а в г. Ханты-Мансийске народный мастер России Лозямова Зоя Никифоровна, а также Тарлина Прасковья Макаровна, Шульгина Ульяна Николаевна и др.

Искусство казымских хантов распространяется и через учебные заведения, так, например, в п. Лянтор, на территории проживания пимских хантов, уроки по декоративно-прикладному искусству ведет Молданова (Лозямова) Галина, а в п. Саранпауль, где проживают манси аналогичные занятия ведет Ерныхова Евдокия Александровна. Ею издана книга «Коспекты уроков по декоративно-прикладному искусству угорских народов» (2003), которая пользуется широкой популярностью и внедряется в школьное преподавание. Что касается орнаментального искусства казымских хантов, то орнаменты, опубликованные в моей, выше названной монографии, также используются на занятиях по декоративно-прикладному искусству в различных регионах округа. Кроме того, эти орнаменты украшают трехтомную энциклопедию «Югория», являются заставками экспозиции «Мифологическое время» окружного музея Природы и человека и т.д.

Таким образом, мы видим, что в настоящее время происходит распространение искусства хантов р. Казым на сопредельные и иные территории Ханты-Мансийского автономного округа.

Т.А.Молданова - кандидат исторических наук

Литература:
Дунин-Горкавич А.А. Тобольский Север. Этнографический очерк местных инородцев. Т.1, - м., 1995.
Ерныхова Е.А. Конспекты уроков по декоративно-прикладному искусству угорских народов. - Ханты-Мансийск, 2003.
Молданова Т.А. Орнамент хантов Казымского Приобья: семантика, мифология, генезис. - Томск: Изд-во Томск. Ун-та. 1999.
Руденко С.И. Графическое искусство остяков и вогулов // Материалы по этнографии. - М., 1929. Т.IY. Вып. II, С.13-49.