Казым. Земля Кошачьего Локотка



К характеристике казымских хантов

К характеристике казымских хантов

Ханты (старое название «остяки», «югры», «угры») относятся по языку к угорской группе финно-угорской ветви уральской языковой семьи. Самоназвание народа «ханты» - человек. Общая численность хантов по последней переписи населения - 28678 человек. Основная часть хантов (свыше 17 тысяч) проживает в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре, около 9 тысяч - в Ямало-Ненецком автономном округе.

Проблема происхождения хантов довольно сложна, однако большинство исследователей считает, что культура хантов состоит из двух компонентов: традиций местных сибирских племен и пришедших с юга угров. Обширные межэтнические контакты (от иранских и тюркских до пермских и индоевропейских) и удаленность друг от друга способствовали тому, что между отдельными локальными группами существуют большие различия по ведущим видам хозяйственной деятельности, ремеслам, верованиям, и особенно по языку. Разница между диалектами такова, что двое хантов из разных регионов (например: казымские и сургутские), говорящие на хантыйском языке, не понимают друг друга. Как полагает З.П. Соколова, «до недавних пор ханты не считали себя единой народностью. Их изолированность, собственные самоназвания, свидетельствуют о разобщенности». Самоназвание казымской территориальной группы хантов - «касум ёх» сохраняется и по сей день.

Интересные письменные свидетельства о народе ханты (остяках), мы находим у Г. Новицкого, который пишет, что этот народ хранит свои естественные законы, между людьми нет краж, убийств и иных обид друг на друга. Примерно также характеризует хантов Н. Абрамов: «Простота нравов, издревле сохранившаяся между остяками, достойна примечания. Они добросердечны, услужливы, гостеприимны и честны. Нет из них воров, ни обманщиков, и между ними не случается убийств. Заимодавцам долги выплачивают не только за самих себя, за отцов, но и за дедов. Остяк скорее согласится поступить в работу к заимодавцу, чем не заплатит ему долга».

Эти же качества хантов отмечаются и более поздними исследователями. Так, финский ученый А.М. Кастрен, совершивший поездку в Сибирь в 1845-1849 гг., пишет: «В нравственном отношении все остяцкое племя славится строгой честностью, необыкновенной услужливостью, добродушием и человеколюбием».

Остановимся подробнее на территориальной группе казымских хантов. По мнению угроведов, формирование казымских хантов, обладающих особым (казымским) диалектом языка и особенностями культуры, происходило на протяжении XVIII - XIX вв. при активном участии северных манси. Исследователи отмечают схожесть их физического типа, религиозно-культовой практики. Большое влияние на формирование культуры казымских хантов оказали и лесные ненцы, проживающие рядом на протяжении многих веков. В настоящее время широко распространены смешанные браки, особенно в верховьях рек.

Традиционное хозяйство казымских хантов представлено оленеводством, рыболовством, частично охотничьим промыслом. В верховьях рек большинство семей проживает в отдельных стойбищах и ведет традиционный уклад жизни. Относительная изолированность этих семей способствовала консервации отдельных элементов культуры: здесь сохранены традиционные способы ловли рыбы и зверя, развиты древние ремесла, бытует фольклор.

Исследовали прошлых лет отмечали, что казымские ханты выгодно отличаются от других территориальных групп. «Казымцы, заселяющие бассейн р. Казыма и среднего течения р. Назыма, резко выделяются среди остяков по своей жизнеспособности», - пишет А.А. Дунин-Горкавич, который первым ввел в оборот термин «казымцы» для обозначения территориальной группы хантов. «Это - народ физически крепкий, трудолюбивый и трезвый. Сравнительно с другими остяками, они мало восприимчивы к русской культуре, но за то и весьма нетребовательны. Казымцы очень подвижны. Они как-то быстро приспособляются ко всякой местности».

Отмечая общие характеристики национального характера хантов, такие как честность, искренность, добросердечие, мы можем выделить некоторые особенности казымских хантов по сравнению с другими территориальными группами, это - физическая крепость, выносливость, способность к колонизации, сохранение своих культурных ценностей. Эти качества казымцев легли в основу разработанного в первые годы советской власти социального проекта по «улучшению туземной породы». Летом 1926 года в район р. Казым была направлена экспедиция Тобольского окружного Комитета Севера, носившая название Казым - Надымской. Её главной идеей было «изучение возможности колонизации (казымцами) р. Надыма для целей культурного воздействия на кочевников-оленеводов». В документах указывается, что среди общей массы «вымирающего», «апатичного к прогрессу», «вялого по натуре» «полуоседлого туземного населения Тобсевера резко выделяются своей стойкостью в борьбе за существование, своими колонизаторскими способностями, своей подвижной невялой натурой, поиском новых путей к устроению жизни, своими художественными задатками, здоровые духом и телом - это туземцы - казымцы». Поэтому, Комитет Севера, принимая решение приступить к «улучшению туземной породы», останавливает свое внимание на туземцах-казымцах как на группе наиболее жизнеспособной и не денационализированной. А через казымцев - к оздоровлению духа и тела, к прогрессу культуры всего полуоседлого (и даже кочевого) туземного населения Севера». Реализовать этот проект советской власти не удалось, а вскоре на Казыме произошли события, имевшие страшные последствия для народа.

Казымский мятеж (или как он назывался в документах того времени - кулацко-шаманский мятеж) явился следствием недовольства политикой, которую проводила советская власть на Севере. В 1930 году на месте Амнинских юрт было начато строительство культурной базы, включавшей в себя ряд объектов социально-культурного назначения: школу-интернат, клуб, больницу, ветеринарный пункт. Появилось село с названием Казым. В школу - интернат начали свозить детей из отдаленных стойбищ, юрт. Родители неохотно отдавали детей учиться, так как считали, что, выучившись грамоте, они перестанут заниматься традиционными промыслами, не вернутся в семью. Непродуманная хозяйственная политика, которая строилась на внедрении фиксированных норм сдачи оленей, рыбы, пушнины, твердых заданий по грузоперевозкам, приводила к обнищанию. Новая власть активно боролась с зажиточными «туземцами», объявляя их «кулаками» и «шаманами». Они были лишены избирательных прав, не могли участвовать в общих туземных собраниях. Недовольство советской властью вылилось в начале 1934 г. в вооруженное восстание, сопровождающееся расправой с представителями власти. Мятеж был жестоко подавлен. В ходе оперативных мероприятий было арестовано около 90 участников восстания. 34 человека освобождены из-за отсутствия состава преступления, 3 - умерли в ходе расследования, остальные осуждены по ст. 58 п. 2 УК РСФСР (расстреляны и подвергнуты тюремному заключению на длительный срок). Для этнической группы численностью около полутора тысяч человек это стало непоправимой утратой. Часть семей, спасаясь от расправы, переселилась на другие реки. Так как репрессиям подверглась наиболее зажиточная и авторитетная часть населения (так называемые «кулаки» и «шаманы») процесс коллективизации на Казыме «стал проходить высокими темпами».

Большой удар по численности казымцев нанесла и Великая Отечественная война. Вопреки расхожему мнению о том, что хантов на войну не брали, все юноши и мужчины были призваны на фронт, где сражались в различных родах войск. Не знающие русского языка, плохо ориентирующиеся в иносреде, многие погибли в первые же годы войны. Не достигших призывного возраста, держали в учебных частях, а фактически на следующей же день после совершеннолетия отправляли на фронт. Около 200 человек казымцев сражалось в годы войны на фронтах Советской Армии, домой вернулись лишь единицы.

Несмотря на то, что вследствие трагических событий на Казыме большинство сильных людей погибло, основные качества казымских хантов проявляются и в наше время. Одна из задач, решавшихся в ходе советского строительства на Севере - создание литературного хантыйского языка. На территории Ханты-Мансийского округа (Остяко-Вогульского округа) существовало большое число диалектов хантыйского языка. Казымский диалект лег в основу создания литературного языка хантов. На казымском диалекте начала выходить окружная хантыйская газета (сейчас «Ханты ясынг»), пишутся и публикуются учебники, художественная литература, ведутся радиопередачи. Все это сделало казымский диалект хантыйского языка широко распространенным по всей территории. Вряд ли еще какая-то территория с численностью около четырех тысяч человек представлена таким количеством ученых, творческих деятелей, народных мастеров России из числа коренных жителей. Это кандидаты наук Е.А. Немысова, Т.А. Молданова, А.Д. Каксин, В.Н. Соловар, Т.А. Молданов, заслуженный деятель культуры М.К. Волдина, народные мастера России З.Н. Лозямова, З.Д. Тарлина, Т.Т. Тебетева, Я.Н. Тарлин, Н.А. Тасьманов и многие другие, чьи имена известны не только в России, но и за рубежом. Казымские ученые стали инициаторами проведения «Казымских чтений», где обсуждаются наиболее актуальные вопросы и проблемы развития казымской территории.

О. Кравченко

Литература:

Абрамов Н.А. Описание Березовского края: Шадринск, редакционно-издательский отдел ПО «Исеть», 1993. - 84 с.
Головнев А.В. Говорящие культуры: традиции самодийцев и угров. Екатеринбург: УрО РАН, 1995, - 606 с.
Дунин - Горкавич А.А. Тобольский Север. Т.1 Общий обзор страны, ее естественных богатств и промышленной деятельности населения. М: Изд-во Либерия, 1995. - 376 с.:ил.
Ерныхова О.Д. Казымский мятеж: Об истории Казымского восстания 1933-1934 гг.. Новосибирск: Сибирский хронограф, 2003. - 160 с.
Кастрен М.А. Сочинения в двух томах. Т. 2. Путешествие в Сибирь (1845-1849)/ под ред.С.Г. Пархимовича. Сост. Ю.Л. Мандрика; комм. А.П. Зенько и С.Г. Пархимовича. - Тюмень: Издательство Ю. Мандрики, 1999. - 352 с.
Касум-ёх. Материалы для обоснования проекта этнической статусной территории. Отв. Ред. А.В. Головнев. Щадринск, 1993. - 120 с.
Новицкий Г. Краткое описание о народе остяцком, сочиненное Григорием Новицким в 1715 году. Спб., 1984, с. 29-32, 72
Перевалова Е.В. Северные ханты: этническая история. Екатеринбург, УрО РАН, 2004. - 414 с.
Соколова З.П. О сложении этнографических и территориальных групп у обских угров// Проблемы этногенеза народов Сибири и Дальнего Востока. - Новосибирск, 1973, с. 123-125