Казым. Земля Кошачьего Локотка



Запреты и поверья в культуре коми-зырян

Запреты и поверья в культуре коми-зырян

Коми- зыряне - это финно-угорский этнос, представители которого расселились на территории Обского Севера от бассейна р. Северная Сосьва до устья Оби. Они проживают в основном в крупных поселках совместно с манси, ханты, ненцами и русскими. Историческая родина коми-зырян -- Северное Приуралье.

Формирование ижемской группы коми-зырян связано с образованием в последней четверти XVI в. в низовьях реки Ижмы коми-зырянского поселения - Ижемской слободки. Население ее складывалось в процессе переселения представителей разных групп коми и других национальностей: русских, ненцев.

Язык ижемцев представляет собой ижемский диалект коми языка изьва кыы, который отличается удлиненной конечной согласной и относится к группе северных (нуль-эловых) диалектов коми-зырянского языка пермской группы финно-угорских языков уральской языковой семьи.

Увеличение количества ижемского населения и потребности оленеводческого хозяйства в расширении пастбищных угодий обусловили распространение группы за пределы первоначальной территории обитания и расширение ее границ. Коми-ижемцы постепенно осваивали территории Западной Сибири, в 19-20 веке небольшими группами переселившись в Югру и Ямал. Культура коми-ижемцев связана с традиционным промыслом - оленеводством и сохранила свою самобытность.

Запреты - это традиционные религиозно-этические нормы, регламентирующие нравственную жизнь народа. Их можно свести в следующие группы:

1. Защита трудовой деятельности.

2. Оберег жилища, сохранение материального положения.

3. Защита жизни и здоровья человека.

4. Сбережение орудий труда и оружия.

5.Ограничения относительно приема отдельных видов пищи.

6. Запреты и ограничения, связанные с особо важными актами личной жизни.

7. Запреты по отношению к природе, включая животных.

Ярко выраженной чертой традиционных запретов является их органичная связь с религиозными представлениями. Множество запретов народов уходит своими корнями в глубокую древность. В современной жизни они играют роль регуляторов взаимных родственных отношений, отношений с окружающим миром. По этническим представлениям, игнорирование запретов могло нанести вред человеку, нарушить гармонию его жизни, стать причиной различных форм наказания, например, о людях, у которых болят ноги, говорили, что они наказаны за то, что ходили по запретной местности.

Запреты и наказания делились по степени значимости. Основными считались социально-значимые запреты, например религиозные. Согласно христианским традициям, у современных коми-зырян запрещается работать в праздничные и выходные дни, употреблять в пищу сырое мясо.

Вместе с тем необходимо отметить, что некоторые запреты сопровождаются «смягчающими условиями». Например, нельзя шить на себе одежду, но закусив край одежды, можно. При таких действиях важно, что человек осознаёт степень вины и сам регулирует свои отношения с окружающим миром.

По этическим представлениям, наказания за нарушения запретов безнравственных поступков нёс нарушитель и вся его семья. Наказания выражались в форме болезней, необъяснимого поведения человека и даже в смертельных исходах.

Большое значение в системе запретов играли пол и возраст человека. По половому признаку различались запреты для мужчин, женщин, мальчиков, девочек, беременных женщин. По возрасту - запреты для новорождённых, грудных детей, подростков младшего и старшего возраста, совершеннолетних, взрослых членов семьи, пожилых людей. Некоторые запреты распространялись на определенной территории, они в основном были связаны с соблюдением табу по отношению к животным, птицам или рыбам. У коми-зырян также сохранились черты язычества, например, в запретах, связанных с медведем.

Некоторые запреты выполнялись строго, за их нарушением следовало суровое наказание: смерть близких, голод, несчастья. Другие носили рекомендательный характер. Выработанная за долгий исторический период система запретов и нормативных установок была направлена на формирование нравственных устоев общества, семьи, воспитание молодого поколения, она сохраняет древние представления народа об окружающем мире.

Первая группа запретов связана с традиционными видами промысла: охотой, рыболовством, оленеводством.

Среди охотников бытуют различные поверья, например: нельзя хвастаться добычей, уловом, а то завистливые люди могут сглазить ружье, собаку и самого добытчика. Данный запрет регулирует отношения в обществе. Женщинам запрещалось передавать мужчине из своих рук веретено, так как он в этом случае навсегда утрачивал способность быть хорошим охотником. Орудия лова, оружие, предметы быта всегда хранились в определенных местах. Строго соблюдались и запреты, связанные с ними: через аркан нельзя переступать, он не будет ловить. Женщинам было запрещено наступать на орудия лова, так как они «портятся».

Во время охоты также необходимо соблюдать некоторые нормы поведения: не должно быть места зависти к другим членам артели охотников, так как в противном случае это оборачивается против завистника. В семьях оленеводов говорят: трубчатую кость ноги оленя нельзя оставлять с открытой полостью, ее нужно расколоть. Считается, что в отверстие кости может уйти все нажитое богатство, оленье стадо. Для сохранения поголовья оленеводы не говорили о численности стада. Вообще, запрещалось считать людей, животных, в противном случае их станет меньше. Когда забивают оленя на мясо, запрещается жалеть его, иначе животное будет мучаться. Во время весенней охоты нельзя относиться с жалостью к добытой птице - отвернется удача.

Запреты и поверья, связанные с трудовой деятельностью, направлены на защиту процесса труда, его правильную организацию. Во избежание травм и увечий советовали соблюдать осторожность в быту, на сельскохозяйственных работах и промыслах. С ранних лет детей знакомили с оптимальными приемами труда. В коми пословице говорится: Синт? кыдз видзан, асьт? сiдз ж? видз `Как глаза бережешь, также и себя береги`.

С помощью запретов и поверий в традиционной семье регулируется порядок хранения предметов быта. Когда снял малицу, ее нужно сворачивать, потому что нельзя оставлять малицу, лежащей «лицом» вверх. Мужской пояс нужно хранить в определенном месте, нельзя бросать его, оставлять под ногами. В семьях бытует поверье: нельзя дарить обувь, носки, так как это может принести несчастье. В некоторых семьях запрещалось надевать чужую одежду. Пожилые люди рекомендуют: обуваться надо всегда с правой ноги, коми женщины сарафан через ноги не снимают, а только сверху.

У северных коми сохранились поверья, связанные с жилищем. В традиционном жилище ижемских коми-зырян - чуме необходимо строго соблюдать нормы поведения. Нарушение их может привести к несчастному случаю. Так, нельзя перешагивать через костер, находящийся в центре чума. Детям строго запрещается баловаться огнем. Обувь, одежда хранились у выхода, нельзя было разуваться в передней части чума, где находится стол и пища. Запрещалось садиться на стол: если будешь сидеть на столе, то не выйдешь замуж.

У южных коми также существовали поверья и запреты, связанные с жилищем. В культуре народа существовали запреты, регулирующие сохранение не только готового жилища, но и строящегося. Строгая регламентация действия по возведению дома начиналась с самого первого этапа: заготовки леса, выбора места для застройки и определения времени, благоприятного для начала строительства. Считалось, что далеко не каждое дерево было пригодно для изготовления бревен для сруба. Бревно из неправильно выбранного дерева могло принести дому несчастье.

Хорошо осознавалось, что грубое слово, оскорбление, моральная травма, испуг могут стать причиной заболевания. В семьях считалось, что если ребенок матерится, то перевернется земля муыс бергеччас. Особые меры, принимаемые для охраны душевного покоя беременной женщины, позволяют предполагать, что осознавалась связь между психологическим состоянием женщины и здоровьем будущего ребенка. Беременной женщине необходимо было соблюдать покой, поддерживать ровные отношения со всеми.

После рождения ребенка сорок дней нельзя показывать его посторонним людям. Новорожденного ребенка нельзя показывать вечером, так как завистливые люди могут подумать что-нибудь плохое, и ребенок будет потом плакать. Воду, в которой купали ребенка, выливают туда, где не ступает нога человека. Нельзя слишком любоваться, хвалить ребенка, а то с ним что-нибудь случится, нельзя ребенка высоко поднимать.

Запрещались браки внутри одного коллектива, между родственниками, категорически воспрещались браки между крестными. Запрещен брак между крестниками и детьми крестного, считалось, что это братья и сестры: перна чой, перна вок. Крестным родителям запрещалось вести распутную жизнь, так как это влияло на здоровье ребенка. Крестные, повитуха и мать ребенка не только не должны ругаться между собой, но и говорить неприятные друг другу слова, иначе ребенок может заболеть.

Строго соблюдаются поверья и запреты, нарушение которых может обернуться смертью близких. Так, например, нельзя наливать воду, держа ковш через руку, а то кто-нибудь умрет. При растопке печи нельзя кидать одно полено - «вдовой останешься». Считалось, что перед несчастьем собака воет, вороны над домами летают, лесная птица (тетерев) прилетает и садится на крышу, в дом или в баню пробирается лягушка. Если с осени лед плохой держится, полыньи остаются, то много покойников будет.

Некоторые виды рыб, зверей и птиц коми в пищу сознательно не употребляли, хотя и не могли это сносно объяснить. Так, например, они практически не ели зайчатину, кур и петухов. Высказывались предположения, что ранее они являлись жертвенными животными. Н.Добротворский отмечал, что коми-пермяцкие колдуны до сих пор гадают на невыделанной заячьей шкуре. Долгое время коми-зыряне не ели стерлядь, а поймав ее, «плюясь», выкидывали в реку. Не ели и даже не охотились на лебедей, ранее считавшихся священной птицей, почти не разводили свиней и не ели конское мясо.

Проживая долгое время наедине с природой, коми-зыряне выработали особое отношение к ней. Чтобы избежать опасностей, необходимо строго соблюдать некоторые запреты. Существует группа запретов, связанных с культом медведя. Так, нельзя называть, упоминать, рассказывать о медведе, иначе неизбежна встреча с этим животным. В разговоре коми называют его старик, ветлалысь `ходящий`, г?на пеля `с мохнатыми ушами`, г?на кока `с мохнатыми ногами` х?зяин. Медвежий жир, использующийся для лечения некоторых заболеваний, необходимо бережно хранить и применять только по назначению. Даже игрушки в форме медведя нельзя бросать, топтать, ломать.

Поведение в лесу регулировалось при помощи запретов: нельзя ничего лишнего делать - деревья ломать, листья рвать, обидеть кого-то; нельзя говорить плохо про природу; когда идешь в лес, то нельзя спорить и кому-то что - то отдавать. Запрещено разорять птичьи гнезда, считается, что птица может наложить проклятие.

Некоторые запреты регулируют жизненный ритм, режим труда и отдыха. После захода солнца нельзя свистеть, шуметь, ходить за водой, выносить из дома мусор, помои.

В семьях сохранилось бережное отношение к некоторым насекомым: нельзя убивать паука черань, а если убьешь муравья коткодю, то будет дождь. Не полагалось забивать лошадь, даже самую дряхлую, считалось, что в противном случае лошадь проклинала своего хозяина, а другие лошади начинали болеть и скоро умирали. У оленеводов существует поверье: нельзя убивать свою собаку, так как она проклянет тебя, и три поколения собак не будут тебе служить.

В семьях, ведущих традиционный образ жизни, в настоящее время сохранились некоторые запреты и поверья. Даже проживая в поселке, люди стараются соблюдать их. Запреты и поверья прочно вошли в жизнь и быт человека, с их помощью человек строит свои отношения с окружающей средой.

В целом запреты позволяют наладить хорошие отношения среди людей, вести размеренный ритм работы, формируют бережное отношение к природе, сохраняют жизнь и здоровье человека. Запреты и поверья заслуживают пристального внимания как часть духовной культуры, источник информации о мировоззрении народа.

Канева Ирина - ученица Казымской школы

Список информантов.

Канева Лукерья Михайловна, 1937 г. рождения, с. Казым, пенсионерка.
Канев Михаил Александрович, 1969 г. рождения, с. Казым, оленевод.
Канева Мария Михайловна, 1946 года рождения, учитель МОСШИ с. Казым.
Першина Валентина Александровна, 1967 года рождения, учитель, с. Казым.

Литература:

1. Арктика-мой дом. Полярная энциклопедия школьника. М.: «Северные просторы». 2001.
2. Власова В.В. Жеребцов И.Л. и др. Зырянский мир. Очерки о традиционной культуре коми народа. Сыктывкар, Коми кн-е изд-во, 2004.
3. Где ты живешь. Гипермедиа энциклопедия. Сыктывкар, 2006.
4. Жеребцов Л.Н. Историко-культурные взаимоотношения коми с соседними народами. М.: «Наука». 1982. 223 с.
5. Жеребцов Л.Н. Этнические и культурно-исторические связи коми с финно-уграми и самодийцами. Сыктывкар, 1974.
6. Конаков Н.Д. Традиционное мировоззрение народов коми: окружающий мир. Пространство и время. Сыктывкар 1996.
7. Югория. Энциклопедия Ханты-Мансийского Автономного округа. Т.2.Х-Мансийск, 2000.