Казым. Земля Кошачьего Локотка



Земля кошачьего локотка

Земля кошачьего локотка

Земля Казымская... Как она образовалась, что было в начале всех начал. Ответ на этот вопрос содержится в зачине ко многим священным сказаниям: «Торум омсуман, мув омсуман...» ( Когда небо создавали, когда Землю создавали..), т. е. самым первым, изначальным действием был акт сотворения Неба и Земли.

Следующий этап сотворения, следующая эпоха называется «Мув ортум йис» (Землю когда делили). В этот период на Землю были спущены боги-дети верховного Торума, и вся созданная к тому времени территория была разделена между Богами. Не все земли осваивались одновременно. Например, Казымская земля пустовала, затем сюда приехала своенравная дочь Торума, которая и стала Казымской богиней.

Сохранилось немало легенд о Казымской богине (Касум ими). Сначала она долго не могла выйти замуж. Легенды говорят, что очень удачливой охотницей она была, и поэтому братья не отдавали её. Когда прислал мужчина с низовья Оби своих сватов, братья в очередной раз отказали, она накинула свою кольчугу, догнала сватов и сама договорилась о свадьбе. Лишь по кончику косы ,что виднелась из -под кольчуги , догадались сваты, что это была сама богиня.

Стала богиня женой северного ненца, но не понравилось ей, что живет он не так, как «положено» - например, нарты у него не обычные, а двусторонние, оленей в них можно запрягать как с передней, так и с задней стороны. Поссорились они из-за этого, ссора закончилась тем, что жена всю обскую губу разнесла, а мужу отрубила ноги. После этого «золотокрылым селезнем » к отцу Торуму полетела, прощения просить и отправилась в сторону Казыма, чтобы, когда «человеческий мир возникнет, когда появятся люди», быть духом покровителем этой реки.

На Казым богиня переезжала в сопровождении огромной свиты, в которой были ее дети и слуги, как правило, вур - менки - это лесные сверхъестественные существа, которые охраняли оленей, варили еду, торили дорогу. Впоследствии слуги вур-менки также станут духами, охраняющими людей и землю.

Двинувшись с устья Оби вверх по течению, первую свою остановку богиня делает у устья реки Куноват на озере «шишан - лор », где оставляет сына и нарекает его быть духом-охранителем, а хранительницей людей реки Куноват свою дочь. Далее Казымская богиня едет по устью реки Казым, здесь она укрепляет свои будущие владения. На устье она оставляет семерых своих слуг, которые ставят священный каменный запор, чтобы берестяные лодки духа болезней и войны не могли проникнуть к людям.

Продвигаясь вверх по Казыму, она методично укрепляет земли, везде оставляет своих "людей". На реках Амня и Мозямы оставляет свои рукавицы, которые превращаются в духов, а на озере Кислоры - дочь Выркум ими; на реке Амня остаётся её повар, в верховьях Амни одинокий дух-слуга, который вёл обоз и торил дорогу. Здесь же на Амне, затем на Соруме , Кельщюгане она сажает семь лесных духов. Приехав на территорию старого Юильска, она обращается к отцу с просьбой, чтобы тот прислал ей духа-охранителя Юильска. Торум ащи отправил ей лесного духа, далее по пути следования богиня оставляет свой хорей - он превращается в дерево, у которого вверху растут ветви берёзы, а внизу - ветви сосны. Затем богиня освобождается от обоза и оленей, которые превращаются в холмы и деревья. Богиня едет дальше и останавливается на озере Нумто. Повсеместно, где она оставляет свои вещи или делает остановки, сейчас живут духи - охранители этих мест.

Итак, мы дали краткую характеристику духа - охранителя реки Казым. Для тех, кто вырос на казымской земле и воспитывался в традиционной среде, вся эта земля есть некое воплощение живой казымской богини: вон на том озере может быть сидит богиня - селезень, а вот с этого дерева смотрит богиня - соболь, и в каждом доме тебя встречают зелёные глаза богини - кошки. Всё на земле живое, всё священно. Вот корни деревьев - это змеи - косы богини,если во сне увидишь их, то обязательно выздоровеешь. В траве ящерицы - завязки с её саха, в воздухе - синички, что концу её платка привязаны. Рассердится богиня, синички разлетаются, а платок при этом поднимается. Если рыбу в реке увидишь, то это же кольчуга у богини, как чешуя мелкой рыбы. Всё вокруг пронизано её могучим духом, он охраняет, он даёт силу, поддерживает в трудных ситуациях. Фольклорные эпитеты (названия) казымской земли связаны с ее духом-покровителем, это и "Земля кошачьего локотка", и "Земля соболиных коленей".

Р. Потпот (По материалам книги Тимофея и Татьяны Молдановых "Боги Земли Казымской")

Фото: Медведев Игорь, http://www.photosight.ru/photo.php?photoid=2209646