Казым. Земля Кошачьего Локотка



Общие места проведения обрядов лесных ненцев и казымских хантов (по данным фольклора)

Общие места проведения обрядов лесных ненцев и казымских хантов (по данным фольклора)

Для выявления общих святых мест, привлекался полевой материал описанные святые места автором, в период 1990 - 2008 г.г. на территории бассейнов рек Надым и Казым. В данной территории проживают оленеводческие семьи ненцев и ханты, которые являются «хранителями оленьих стад Казымской богини», общность территории наличие нескольких общих духов-покровителей, сходная хозяйственная деятельность, наличие одинаковых средств передвижения и обусловило выведения данной группы для исследования как локальную ненецко-хантыйскую группу.

Рассматриваемая группа территориально проживает верховье реки Казым, верховье реки Надым и по притокам этих рек. Фольклорный эпитет реки Казым перевод досл. «Ненецкого крепкого человека вёсельная река, ненецкого крепкого человека лодочная река». Как видим по эпитету реки река некогда была ненецкая.

Далее рассмотрим самого главного божества реки Казым,
у неё много эпитетов, возьму один из эпитетов из её песни - перевод дослов. «Оленная ненецкая богиня, соболиная ненецкая богиня». Первое место поклонения ей, до сих пор действующее на озере Нумто западный берег о. Сэм пай. Это место могут посещать только Молдановы и Вылла, остальные могут рядом на озере поставить продукты питания для жертвы, задушить оленёнка (зимой прямо на льду озера на поверхность земли нельзя ступать, летом только на берегу озера и между островами нельзя проезжать ни зимой ни летом). По легенде она, когда приехала с устья Оби находилась там замужем за «Увас ики» (Северного мужчины), от него и наследовала эпитет ненецкая оленья женщина. Потом уже через каждые семь лет меняла своё место нахождения. Сегодня богиня находится одном из притоков реки Казым. Хранителями богини являются ханты Молдановы, Сенгеповы и ненцы Вылла, Вылла и Молдановы, Сенгеповы друг другу считаются братьями, богиня для них домашняя, а для других хантов и ненцев она общая главная на Казыме.

Второе место общее для хантов и для ненцев это Святой остров на озере, вблизи деревни. До 60-х годов ХХв. Проводились на острове большие коллективные жертвоприношения, сегодня на том месте не стали проводить по той причине, что остров стал посещаться женщинами, место для жертвоприношения перенесли на восточный берег озера. Третье общее место для жертвоприношений ручей Надыма, при впадении ручья на озеро (дослов. перевод с ненецкого по карте р. Надым).

Четвёртое место северный берег озера на мысу у березы, где сложено много стрел. По легенде считается это место примирения северных ненцев с ханты и лесными ненцами. Когда были межплеменные столкновения, данная группа всегда держалась вместе. Всего в озере Нумто четыре места общих для ханты и ненцы.

Кроме этого в каждой семье имеются свои индивидуальные святые места, представители родов Сенгеповы и Молдановы сначала должны посетить святое место на восточном берегу озера Нумто, затем только другие места, если есть в этом необходимость, так как у каждой семьи индивидуальное место, где может провести обряд любой гость. Эти рода составляют исключение из других хантов, если представителям других хантыйских родов нужно брать провожатыми местных людей из рода Вылла, то им этого не требуется. Во всех святых местах озера Нумто ханты представители названных родов могут быть руководителями обряда.

Общими покровителями для ханты и ненцы является покровитель озера Нумто, верховное божество хантов и ненцев: Нум-Торум, Нум-вэсаку, Касум-пуща или Казымская богиня не только для Вылла, но и для других ненцев: Пяк, Логаны, Айваседа.

Далее на среднем течении р. Надым находится святое место пребывания «Натанг именанг-икенанг» (досл. Надымские муж и жена), посещаются это место хантами и ненцами, сами покровители тех мест призваны служить благополучию оленьих стад. Место основано Иваном Молдановым в конце 1920-х годов. С тех пор несколько раз заменялся лабаз, это поныне действующее святое место. У этого места определённого хранителя нет, в назначенный день все собираются для приношения жертв, а также необходимых ремонтных работ в святом месте.
Ниже по течению реки Надым, на верховьях притоки Сымтанг юган есть святая сопка «Кев ават», там проводили свои обряды ханты Молдановы, ненцы Логаны, Айваседа, Вылла, Пяк. В настоящее время это место посещается и восточными хантами: Тэвлины, Покачевы которые себя называют «беженцами», и проживают неподалёку от Кев ават.

По реке Казым общее святое место Йинты лор (Тетевы озеро) оно расположено у истоков реки. С восточной стороны посещают данное место ханты выходцы из Казыма, с западной стороны посещают святое место ханты и ненцы, с южной стороны приезжают для проведения обряда пимские ханты. По реке Казым ещё одно общее место, которое должны посетить хотя бы один раз в жизни любой ненец - это Юильское городище, где расположился слуга Казымской богини.

Данная группа при опасности извне всегда держалась монолитно, примеру к тому межплеменные войны в средние века, позднее коллективизация, инцидент на озере Нумто под условным названием «Казымский мятеж», участвовали и до конца вместе держались представители выше названных ненецких и хантыйских родов. При сегодняшнем начале промышленного освоения, опять-таки представители этой же группы стараются сохранить святые места, привычный образ жизни.

Обозначенная ханто-ненецкая группа имеет несколько общих покровителей, 9 общих святых мест. Проанализировав молитвы, читаемые на святых местах получаем следующую картину: во всех святых местах в первую очередь просят благополучия оленьих стад; семьи; в третьих удача в промысле. Видимо для данной группы не так существенна удача в промысле.
Специальные покровители для благополучия оленьих стад.
Хозяйка всех оленьих стад Казымская богиня.
Оленеводство в сочетание с рыболовством являются ведущим занятием. Мировоззренческий пласт, связанный с оленеводством для группы является общим. По мифическим данным оленеводство является заимствованно у северных ненцев. Оленеводство данной группы специалисты относят к лесотундровому, максимально адаптированное под местные климатические условия, олени более одомашнены ежели у северных соседей.

В данной территории в настоящее время население ведёт традиционный образ жизни, прописаны по деревням Юильск и Нумто Белоярского района Ханты-Мансийского автономного округа (Югра). В рассматриваемую группу входят все жители Нумто и стойбищ прилегающих к Нумто на расстоянии 50 - 70 км. Ханты, прописанные по паспорту в д. Юильск однако проживающие от Юильска более 100 км., по расстоянию к населённому пункту и по месторасположению святых для них мест, Нумто получается ближе.

Использованная литература:
1. Дунин-Горкавич А.А. Тобольский Север. Тобольск. 1911. Т.3.
2. Зенько-Немчинова М.А. Сибирские лесные ненцы: Историко-этнографические очерки - Екатеринбург: «Изд-во «Баско», 2006. - 272 с.
3. Кулемзин В.М. Традиционное мировоззрение хантов. Дис.... докт. ист. наук. Новосибирск, 1993.
4. Хомич Л.В. Ненцы. Очерки традиционной культуры. Русский двор. Санкт-Петербург. 1995. 335 с.
4. Лукина Н.В. Формирование материальной культуры хантов. Томск. 1985. 364 с.


Т.А. Молданов - кандидат исторических наук
Опубликовано по адресу:
http://www.deputatandreev.ru/main.php?id=937