Казым. Земля Кошачьего Локотка



Следы деятельности миссионеров в хантыйском мировоззрении

Следы деятельности миссионеров в хантыйском мировоззрении

Данный вопрос в науке изучен слабо. Историей деятельности русской православной церкви в Сибири, одной из задач было крещение коренных народов, а также организация монастырей Тобольской епархии по всему Северу, занимались следующие исследователи: Н.А. Абрамов, Е.Е. Голубинский, А.В. Карташов, В.О. Ключевский, Г.Ф. Миллер и мн. Другие.

Историки в основном обращались к общекультурному миссионерскому значению деятельности православной церкви в Сибири. При этом не рассматривались ими смысл крещения и последствия этих мероприятий в культурном становлении коренных народов.

Влияние христианства отмечалось неоднократно многими этнографами: Е.П. Мартынова, Е.В. Перевалова, Зенько. Указывалось, что Иисус Христос принят в пантеон божеств как один из божеств.

В данном выступлении мною будет рассмотрено влияние идей христианства на следующие обряды:
• медвежьи игрища
• институт социальных родителей
• похоронный обряд.

При встрече охотников на стойбище женщины выходят и обрызгивают водой. Обрызгивание водой для очищения явно заимствованный элемент т.к. в лесу, когда добыт медведь, для очищения применяют мох. Друг в друга бросаются мхом. Следовательно, действо, совершаемое на местах промысла, было изначальным.

После исполнения призывных песен имеется обязательное условие позвонить колокольчик. Колокольчик является спутником и многих других хантыйских религиозных обрядов. В священной части при представлении божеств, совершенно выпадает из общей иерархии божеств Ай вtрт.
Данный дух хотя и не появляется на игрищах, в верховьях Казыма, но там его песню знают и иногда исполняют на игрищах. Считается, что она настолько священна, что при большом количестве посторонних её нельзя исполнять. В верховьях Казыма для Ай вэрта делают приклады, он является духом- покровителем одного из сыновей. Почитают это божество в священном облике семи младенцев. Полагают, что это очень сильный дух, его сила всего лишь "на высоту одной белки" меньше, чем у самого Торума.

Приезд Ай вэрта под "непрерывный звон пяти (семи) колокольчиков" и аналогичный эпитет, который носит его земля, расположенная где-то за Уралом, создаёт образ божества, связанного с несмолкаемым колокольным звоном. На мой взгляд, Ай вэрт - это своеобразное преломление рассказов православных священников об Иисусе Христе. Колокольный звон - это колокола церквей. Ай вэрт - сын бога-Отца, значит, Торума. Его облик младенца навеян иконами с изображениями Иисуса-младенца. То, что у хантов это божество имеет облик не одного, а семи младенцев, объясняется сакральностью числа семь. Это число используется для усиления святости. Например, обычно поётся "колокол с семью языками" и т.д. подобные выражения, с одной стороны, не понимаются буквально, а только означают, что речь идёт о священном предмете. С другой стороны, в приклады жертвуют именно семь предметов. Во-первых, опять - таки в силу сакральности числа семь, а во-вторых, жертвы, как и словесные формулы, - это знаки, и они обычно соответствуют друг другу.

Следует отметить ещё одну особенность хантыйского фольклора и мышления. При создании нового, как правило используется "заготовка" (стойкие словесные формулы, "застывшие" образы и т.д.). священный облик Ай вэрта - это не что иное, как семь сыновей Торума, символически воплощённых в танце с семью куклами на рамке. Мыслительный алгоритм, позволивший этому образу проникнуть в хантыйскую культуру, следующий. Воспринята новая информация, из которой вычленяется то, что, имеет аналоги в своей культуре. "Некое божество - сын бога. На иконах он - младенец". Верховный бог Торум. Это его сын. Младенцы есть, их семь. Божественных младенцев может быть только семь. Бог-сын должен иметь священный облик семи младенцев, то, что Ай вэрт приезжает на оленях, - это, в свою очередь, отражение приезда миссионеров, которые в своё время использовали олений транспорт.

"Заимствование христианских богов, - очень точно сформулировала Е.С. Новик, - оказывалось возможным и происходило в той степени, в какой они уже соответствовали имеющимся элементам заимствующей системы (1984. С. 219).

Институт социальных родителей, как известно из научной литературы (Соколова, Лукина, Мартынова, Перевалова) у ханты существовал, и ныне существуют так называемые социальные родители. При рождении ребёнка кроме родителей ждали ребёнка ещё три пары социальных родителей, несшая мать и отец; крёстная мать и отец; пупковая мать и отец.

В литературе об этом написано достаточно я только затрону, функции крёстных родителей. В задачу крестной матери входило омыть ребёнка, дать имя. Родители ребёнка в должны были отдарить социальных родителей своего ребёнка. В зажиточных семьях это обычно ездовой олень, скромные подарки: кисы, платок. В воспитании ребёнка принимали посильное участие. В их же задачу входило направление душ оленя отцу-Торуму, если олень принадлежал их крёстному сыну или от его имени поставлен отцом или другим родственником. При достижении зрелого возраста это определялось наличием семьи. Если у крёстных родителей нет своих детей, их должен был содержать крёстный или крёстная.

Следующий очень важный обряд похоронный. Современный похоронный обряд внешне очень близок к христианскому обряду. По сооружению могилы и одеванию покойника существуют большие различия. Захоронение, поминки по дням одинаково. В землю спускается гроб в отличии от христиан, одевают в ритуальные халаты божеств, в могилу вложат спички, соль, иголки. Строится надгробное сооружение, куда вкладываются вещи покойного.

Христиане огонь в кладбище не разжигают, ханты варят и едят при похоронах на кладбище возле могилы. Обязательное установление креста. При этом в надгробье устанавливается и окошко для кормления покойного. При покидании кладбища перешагивают и как христиане перешагивают через ветки, закрывают вход также ветками.

Устраивают поминки через 9 дней, 40 или 50 дней. Кроме этого если была изготовлена кукла заменитель покойного (Иттарма), по наступлению весны после прилёта перелётных птиц, куклу сжигают.

Между традиционными верованиями и христианством существовало огромное историко-культурное и мировоззренческое различие, и это способствовало оформлению локальных синкретических культов.

Принятие христианства хантами было формальным, давались имена, переняли институт крёстных родителей, адаптировав к своим верованиям. Иисуса Христоса восприняли как одного из божеств. Как и других христианских святых. С помощью миссионеров остяки и вогулы познакомились новой для них передачей информации письменной, по мнению В.М. Кулемзина ханты никак не удивились появлению радио, полёту в космос человека т.к. сами быстрее летали в космос, а вот письменность для них была новинкой. Многие зажиточные ханты стали отдавать детей, учится новому методу передачи информации, но, едва выучившись читать и писать, забирали домой.


Использованная литература:
Кулемзин В.М. 1984. Человек и природа в верованиях хантов. Томск. 192 с.
Мартынова Е.П. Очерки истории и культуры. Москва. 1998. 235 с.
Новик Е.С. Обряд и фольклор в сибирском шаманстве. Опыт сопоставления структура. Москва. Изд-во «Наука». 1984. 304 с.
Соколова З.П. 1971. Пережитки религиозных верований у обских угров // Религиозные представления и обряды народов Сибири в ХIХ - начале ХХ вв. Л.С. 211-238.

Автор: Т.А. Молданов,
опубликовано по адресу http://www.deputatandreev.ru/main.php?id=669