Казым. Земля Кошачьего Локотка



Нумсанг ёх: 10 лет вместе

Нумсанг ёх: 10 лет вместе

Детское этно-культурное стойбище «Нумсанг ёх», что в переводе с хантыйского означает «Мыслящие люди», открылось 15 августа 2000 года. Стойбище разработано на основе проекта культур-антропологической школы (КАШ) в с. Казым Белоярского района, реализацией которого в 1991-1997 гг., занимались авторы (О.А. Кравченко, Е.Т. Федотова, М.В. Молданова, Р.М. Потпот). Одной из форм работы с детьми в летнее время в КАШ были различные экспедиции. Исследования традиционного уклада жизни и накопленный опыт работы педагогов позволили поставить вопрос о создании детского этно-культурного стойбища, где наряду с освоением практических навыков жизни в полевых условиях дети могли бы получать более глубокие теоретические знания.

Основная цель проекта - сохранение и развитие традиционных форм сознания в условиях открытого коммуникационного пространства. Директором стойбища на протяжении всех лет является Федотова Елена Терентьевна, официально занимающая в настоящее время должность заместителя директора по научно-методической работе Казымской школы-интерната. Научный руководитель стойбища - Кравченко Ольга Александровна, руководитель отдела инновационных программ Обско-угорского института прикладных исследований и разработок.

Полевая база стойбище расположена в светлом ягельном бору на берегу Нярсагортской протоки в 12 км. от села Казым Белоярского района. Выбор места обусловлен наличием необходимых для жизнедеятельности коренных малочисленных народов Севера объектов природы: озера, болота, ягельник, река, пойменный лес, бор. В 2003 году по инициативе администрации района была построена стационарная база стойбища - в заброшенной деревне Хуллор, в 40 м. от с. Казым вдоль автотрассы.

В 2009 году стойбище отметило свое десятилетие. За 10 летних сезонов на стойбище проведено более 50 смен, имеющих различную тематическую направленность. Участие в образовательно-развивающих программах стойбища приняло около 2000 тыс. ребят, побывало более 300 гостей из городов и районов Ханты-Мансийского, Ямало-Ненецкого, Ненецкого, Эвенкийского автономных округов, Томской области, Коми республики, Москвы, Санкт-Петербурга, Новосибирска, Венгрии, Финляндии, Америки, Германии.

На первой смене стойбища в августе 2000 года были апробированы программы: «Языкомировидение», «Ремесла и искусство», «Песенно-танцевальный цикл», «Этнородовая история», «Традиционные промыслы», которые затем оформились в специализированные смены.

В 2001 году было проведено 3 смены: «Искусство и ремесла», «Традиционные промыслы», «Диалог культур». В рамках третьей смены прошла первая сессия детско-взрослого Парламента мировых народов по теме: «Какое решение мировых проблем может предложить мой народ». В работе Парламента приняли участие делегации народов ханты, манси, ненцев, коми, эвенков, русских, селькупов из городов и районов округа, а также других регионов России.

Летом 2002 года на стойбище прошло 5 смен: «Ремесла и искусства», «Этноэкологическая», «Рыбопромысловая», «Форум общения», «Языкомировидение». В рамках «Форума общения» была проведена проектная конференция «Будущее финно-угорских народов» и вторая сессия Парламента мировых народов.
В летний сезон 2003 года проведено 6 смен стойбища: «Мастеровая», «Северный стиль», «Дыхание природы» (этноэкологическая), «Изьватас» (коми-зырянская), «Язык танца», «Языкомировидение».

В 2004 году в связи с открытием стационарной базы в д. Хуллор дети отдыхали одновременно на двух базах: Нярсогорте и Хуллоре. Всего было проведено 10 смен, в том числе 5 новых: «Будьте здоровы», «Историко-патриотическая», «Литературная Югра», «К истокам» (кочующая смена), «Орнамент и компьютерный дизайн». В рамках международной смены «Форум общения» проведена IV сессия Парламента Мировых народов, в работе которой впервые приняла участие делегация из Германии.

В 2005 году состоялось 9 смен: на базе Хуллора - 5 смен («Литературная Югра», «Дыхание природы», «Этноигропедагогическая», «Языкомировидение», «Жизнь моего народа»; и по 2 краеведческие смены в местах компактного проживания хантов и лесных ненцев в дд. Юильск и Нумто: «Юильск - моя Родина», «Священное озеро Нумто». Дети стойбища «Нумсанг ёх» приняли также участие в работе Летнего стойбища в г. Ханты-Мансийске, проводимого в рамках XI фольклорного фестиваля финно-угорских народов и V сессии Парламента Мировых народов.

В 2006 году проведено 5 смен: «Дыхание природы», «К истокам» (кочующая смена по реке Казым в д. Помут), «Оленеводческая», «Языкомировидение», «Литературная Югра». В августе месяце на базе «Хуллор» прошла первая Летняя школа коммуникации и VI сессия ПМН. В этих программах помимо ребят из округа и района приняли участие фольклорный коллектив «Поляны» из Пермского края и делегации молодежной организации ЯНУН (Германия).

В 2007 году было запланировано и проведено 4 смены на стойбище, а также по одной смене на этноплощадках в д. Юильск и Нумто. Названия смен: «Забытые ремесла», «Дыхание природы», «Форум общения». Три смены проведены в период осенне-зимних каникул: «Северный стиль» (этнодизайн), «Волшебные звуки нарсьюха», «Священные праздники моего народа».

В 2008 году в летний период проведено 4 смены: «Песни и танцы северных народов», «Дыхание природы», «Тарнанг йис» (Богатырская эпоха), международная смена «Форум общения». В рамках международной смены прошла VIII сессия ПМН по теме «Молодежь Севера: как жить и работать на родной земле», совместно с немецкой делегацией поставлен музыкальный спектакль «Поющая река» о проблемах взаимодействия культур в условиях глобализации.

Летом 2008 года ребята и педагоги приняли также участие в работе летнего стойбища «Щунянг ёх» (Счастливые люди), проводимого в г. Ханты-Мансийске в рамках Всемирного Конгресса финно-угорских народов. Четыре дополнительные смены проведены в осенне-зимний период: «Мужские ремесла», «Женские ремесла», «Компьютерный дизайн», «Боевые искусства народов Севера».

В 2009 финансирование летнего отдыха детей коренных малочисленных народов было переведено на систему Грантов. Стойбище «Нумсанг ёх» получило Грант первой степени в номинации «Международная (межрегиональная смена). Была проведена одна смена, посвященная юбилею стойбища - «Хатл пялка ванты ех» («В сторону солнца смотрящие люди»). В рамках данной смены прошла презентация всех лучших программ стойбища (каждый день был посвящен одной из смен), а также проведена детская конференция по теме «Будущее Земли - это мы».

Все смены стойбища имеют примерно одинаковую структуру и включают три компонента: этнический, межэтнический и мировой. Такая структура позволяет ребенку, не теряя этнической идентификации, открыто взаимодействовать с представителями других культур и проектировать собственное действие в мире.
Образовательные программы стойбища разрабатываются в течение года в соответствии с интересами и потребностями детей и возможностями кадрового обеспечения. Некоторые смены стали традиционными и проводятся каждое лето: «Дыхание природы», «Языкомировидение», «Ремесла и искусства» (или мастеровая), но ежегодно проходят одна -две новые смены. Формы работы выбираются в соответствии с программами. Как правило, на каждой смене есть теоретический курс и практические занятия. Наряду с традиционными формами занятий на стойбище внедряются новые образовательные технологии, позволяющие выходить на уровень постановки собственных образовательных задач. Обязательным моментом является рефлексия дня, что позволяет детям выделять событийный ряд, отмечать тех людей, которые проявили себя в течение дня общественно-значимыми делами, оценивать собственный вклад в общее дело.

У стойбища есть свои традиции. День завершает общий сбор у костра, названный детьми «легендарным», потому что на нем рассказываются легенды, мифы, сказки разных народов. Ежедневно выпускается газета, в которой отражаются события дня, называются имена наиболее отличившихся детей и педагогов, публикуются стихи, песни собственного сочинения. Торжественно отмечается День рождения стойбища, на который съезжаются гости. День обычно насыщен спортивными состязаниями, а вечером у костра устраивается театрализованное представление с обязательным исполнением легенды о стойбище (дополненной новыми событиями), выступлением «берестяных масок» (персонажей традиционного праздника - Медвежьих игрищ) и песен.

На каждой смене проводится «Родительский день». Это позволяет, с одной стороны, продемонстрировать родителям промежуточные результаты работы с детьми, с другой - социализировать стойбище в сельской общности. Специально к родительскому дню дети готовят небольшую концертную программу, делают выставку изделий, рисунков, устраивают различные соревнования. Если в первые годы работы в «Нумсанг ёх» приезжали ребята преимущественно из неблагополучных семей, то теперь родители, заботящиеся о развитии своих детей, с удовольствием отправляют их для участия в образовательных программах стойбища.

Сквозным курсом можно назвать игропедагогику. Игра и изготовление игрушек на стойбище выступают в разных функциях. Изготавливая хантыйскую куклу «акань», девочки не только учатся мастерству владения иглой и орнаментирования, но фактически создают свой взрослый мир и выстраивают взаимоотношения между членами сообщества. Мальчики, выстругивая палочки для игры в «щел», делая головоломки, мастеря луки, совершенствуют свое умение работы с деревом. На каждой смене проходит чемпионат стойбища по игре в «щел», проводятся состязания по стрельбе из лука. В традиционной культуре хантов лук маркирует принадлежность к мужскому полу, поэтому использование его очень важно для будущих мужчин.

Игры используются и для коррекции негативных проявлений в жизни детского коллектива или отдельных детей. Если педагоги увидели разлад в детской среде, обязательно проводится игра, требующая коллективных усилий. Различные головоломки позволяют формировать интеллектуальные способности. Подвижные игры укрепляют физическое тело, развивают выносливость, ловкость, силу.

За включением детей в жизнь стойбища и детско-взрослого коллектива, продвижением в той или иной образовательной области наблюдают педагоги и вожатые. После отбоя на стойбище проводится педагогическая планерка, где обсуждаются итоги работы дня в целом и индивидуальные траектории движения ребят. При необходимости планируются специальные приемы работы с детьми, разрабатываются ситуации, в которых не слишком удачливый ребенок мог бы проявить себя.

Набор педагогов на смену производится в зависимости от направления деятельности. Для работы на стойбище приглашаются ученые, специалисты различных сфер деятельности: этнографы, фольклористы, искусствоведы, хореографы, методологи, мастера традиционных промыслов, инструкторы боевых искусств, художники-аниматоры. В помощь педагогам, работающим на стойбище, выпускаются специальные сборники с текстами песен, сказок, игр.

Результатом исследовательской деятельности детей и педагогов стал выпуск мини-хрестоматии «Деревья нашего края», где представлено традиционное отношение к окружающему миру, собраны сказки, стихи, загадки о самых важных для хантов деревьях. На основе детских работ на сайте www.etnic.ru разработан образовательный курс «Северные ягоды», исследовательские работы детей опубликованы на сайте «Земля Кошачьего Локотка» http://kazym.ethnic-tour.ru, детская анимация использовалась при создании первого мульфильма на хантыйском языке «Щащи па хилы» (Бабушка и внук), размещенном на сайте www.etnic.ru.

Формы проверки результатов работы зависят от направления деятельности смены. На мастеровой смене - это выставка изделий, сделанных детьми; на этноэкологической - сочинения, рисунки; «Языкомировидении» - вечер у костра с демонстрацией вновь разученных сценок из Медвежьих игрищ, хантыйских песен и танцев. Практикуются творческие отчеты в Доме культуры перед жителями села Казым, куда приглашаются старожилы - носители традиционной культуры и родители.

По итогам работы смен оформляются фотоальбомы, буклеты, небольшие сборники. Ребята принимают участие в школьных научно-практических конференциях, выступая с докладами по темам исследования. Выпущен сборник детских исследовательских работ по материалам экспедиции в зырянскую оленеводческую бригаду «Дорогою предков идущие». Педагоги, работающие с детьми на стойбище, выступают с сообщениями на проводимых семинарах и научно-практических конференциях.

Стойбище «Нумсанг ёх» является победителем конкурса вариативных программ, проводимом Комитетом по молодежной политике Ханты-Мансийского автономного округа в сфере организации детского отдыха и труда, 2000, 2003, 2007 годов, имеет Почетные грамоты и Дипломы Департамента по вопросам малочисленных народов Севера, общественной организации «Спасение Югры», окружного Департамента культуры и искусства, Оргкомитета Европейской встречи организаторов летнего отдыха детей и подростков.

22.10.2009 г. О.Кравченко