Казым. Земля Кошачьего Локотка



Озеро Нумто

Озеро Нумто

Озеро Нумто расположено в Белоярском районе у деревни Нумто. Одно из крупных водоёмов округа, площадь водного зеркала 61,8 кв. км, в Надым-Казымском озёрном районе. Озеро сточное (вытекает из р. Надым), мелководное (глубина до 4,0 м). Водосбор чрезвычайно заболочен с преобладанием плоско- и крупнобугристых олиготрофных и мезотрофных болот.

Нумто -- древнее внутриболотное озёро. Характерно сокращение его первоначальных размеров и изменение формы котловины. Изменения уровня воды обусловлены колебаниями поверхностного стока с окружающих болот. Вода пресная, мягкая, гидрокарбонатно-кальциевая с низкой минерализацией. Ихтиофауна -- пелядь, окунь, щука, плотва, ёрш, чир, налим, елец, нельма.

В 1997 году создан природный парк окружного значения «Нумто». Цель - сохранение уникальных природных экосистем Казымской низины и Сибирских Увалов, видового разнообразия растительного и животного мира на границе ареала тайги и тундры, сохранения историко-культурного наследия и традиционного уклада жизни казымских ханты и лесных ненцев, компактно проживающих на его территории.

Территория парка -- водораздел с истоками р. Надым с притоками Ай надым и Левая Хетта, Казым с Куръехом, Пим и Тромъеган, в пределах которой контактируют сообщества редколесий, северной, средней (на юго-востоке) тайги и тундр, вклинивающихся островами южнее 63°с.ш. Здесь обитает около 100 видов птиц, в т.ч. редких видов, занесённых в Красную книгу России, -- орлан-белохвост и скопа, 23 вида млекопитающих.

Озеро получило название по имени верховного небесного божества Нум (ненец.), или Торум (хант.), и в переводе на русский язык обозначает «божье, небесное озеро». По мифологии ханты и лесных ненцев, Нумто -- одно из трёх мест на земле, куда спускался с неба верховный бог. С этими представлениями тесно переплетаются, очевидно, более ранние верования, согласно которым само озеро является божеством или древним богатырём, лежащим на земле. Считается, что озеро -- это туловище богатыря, один из заливов (Ухлор -- Голова-озеро) -- его голова, два острова на Ухлоре -- глаза, реки, впадающие и вытекающие из озера, -- руки и ноги богатыря, а остров в середине озера -- его сердце.

Именно этот остров -- место периодических жертвоприношений, на которые собирались люди. На Нумто прежде запрещалось ловить рыбу, но запрет был нарушен во время Великой отечественной войны. В настоящее время сохраняются обычаи не рубить деревья на островах, не перегораживать сетями «шею» (узкое место между Ухлором и основной частью озера), совершать в зимнее время жертвоприношения с закланием оленей на Святом острове.

На современных картах название озера передается как Нум-То, Нум-то, Нумто, Нумто (Торымлар).

Письменные источники фиксируют хантыйский, ненецкий и русские варианты названия озера:

Хант.: Торум-лор, Торум лор (Мессершмидт, 1720 - 1727), Торомлар Трескот-Смит, 1776), Торам-лар (Регули, 1846), Тэрум Лор (Волдин, 1994 г)

Русский: оз. Торымлар (Абрамов, 1857), Надымское (Хондажевский, 1880), Торен-Нор (Брокгауз-Ефрон, 1890), Нумто (Дунин0-Горкавич, 1903)

Долгое время не было достоверных географических сведений о территориях Северной части Тобольской губернии, поэтому информация письменных источников об интересующем озере противоречива.

Ненецкий топоним Нум то переводится как «Божье озеро», «Озеров верховного бога», «Святое озеро», «небесное озеро». Последнее из вариантов может быть образным, метафорическим названием «Небо большое и озеро такое» (Вылла ПА, 1991, Нумто) «Деды сравнивали это озеро с небом. По близости таких озер нет». (Пяк И.Я, 1991, Нумто) По сравнению ВА Головнева лесные ненцы сравнивают озеро с небом по величине, цвету, духу. (1995 ; 427)

Хантыйский топоним Торум лор является калькой ненецкого, мотивированного представлением жителей края об озере, как об исключительном по своей величине и значимости в качестве священного объекта: это одно из важнейших, наиболее почитаемых культовых мест казымских (и не только казымских) хантов и ненцев. «Озеро святое, приезжают ханты и ненцы» (Вагатов Е.Н., 1992, Юильск) «Святое, небесное озеро. Приезжали раньше сюда из Сургутского, Надымского районов (Пяк И.Я. 1991, Нумто)

В самодийской мифологии Нум, как и в хантыйской мифологии Торум (Казым Торум) - верховное божество, у ненцев часто отожествляемое с самим небом. (Мифолог. Словарь, 1990;397), например, по данным Т. Лехтисало: «Нум - означает небо и небесного бога» (Лехтисало. (1924) 1998:24)

У ханты Торум - Бог неба , демиург, букв «верх», также «небо», «вселенная», «край», «погода», «эпоха» (Лукина, Мифы, 1990: 555 - 558)

Объясняя происхождение названия озера, казымские ханты, как и ненцы, говорят, что озеро «сильное, большое, огромное, как небо, что оно сверху по течению самое главное, по реке Казым выше всех, что оно небесное, потому что святое»

Топонимия Нумто отражает языковое взаимодействие лесных ненцев и казымских хантов. В этих названиях проявляются, в частности, древние мифологические представления ненцев и хантов об особой значимости озера.

Нумто было местом поклонения и ненцев, и хантов, многие из которых приходили к священному озеру издалека.

Вагатова Надежда - ученица Казымской школы,
научный руководитель Обатина Г.А.