Казым. Земля Кошачьего Локотка



Оленеводство: этноэкологический аспект

Оленеводство: этноэкологический аспект

В хантыйской традиционной культуре, при пастьбе оленей, перегонах (каслании) существуют устоявшие традиции бережного отношения к природе. В данном докладе мы рассмотрим собственные наблюдения и полевые сборы в период 1990 - 2006 г.г. у оленеводов: р. Надым, р. Хетта, р. Казым (верховья) и его притоки Куръёх, Сюньюган, Сэсыюган, Лунгортюган, притоки Надыма Симиюган, Катучи.

Оленеводы здесь этнически представлены хантами, ненцами, коми-ижемцы. Оленьи стада по размеру: крупные 1000-1500 голов, средние до 1000 голов, и приизбяное 20 - 150 голов.

Материал был систематизирован по следующему принципу:
1. Выбор места временного поселения.
2. Пастьба, перегоны стада
3. Хозяйственная деятельность.

Кочевой способ жизнедеятельности необходим для предупреждения вытравливания оленьих пастбищ.
Рассмотрим, каким образом выбиралось место для временной стоянки. Зимние стоянки выбирались в лесотундровой зоне. Основное стадо всегда выпасается зимние месяцы: декабрь, январь, февраль, март в лесу обязательно прибрежном, т.е. возле речки. По мере поедания корма стадо передвигается или передвигают по краям на те места, где ещё целик, если глубокий снег, то на оленях или на снегоходе на пастбище прокладывают путики для лучшей пастьбы оленей. Передвигают раз три - четыре дня во избежание травли пастбищ.

Весенний период начинается с 5 - 7 апреля для оленевода-ненца с самовольного выхода оленей из лесной зоны, ханты, коми-ижемцы сами выгоняют стада из лесу и двигаются в открытые места в тундру. В это же время на осеннею стоянку вывозятся все зимние вещи и часть продуктов. На лето берут с собой только самое необходимое. На места летних стоянок, часть продуктов вывозится по снегу, это делалось с целью, чтобы лишний раз не топтать Землю. В летнее время у оленеводов минимум вещей и продуктов с собой, минимум обоза, чтобы не следить по земле, т.е. не портить ягельные места.

Весенние стоянки обычно выбирались с учётом болот, где богатая растительная пища для оленей, сухостой для дров. Если крупнотабунное стадо, то две-три весенних стоянок. На весеннем месте происходит отел оленей. После отёла самок каслаются более открытые места, в начале июня. День каслания всегда выбирают прохладный, самым лучщим для каслания считается дождливый день.
Ягель, намокнув, не разрушается, когда олени наступают на него. В жаркий день ягель при наступании на него крошится и выходит из оборота такой ягель олени не употребляют в пищу олени. Для проезда обоза выбирают места заболоченные, где мало ягеля. В путях ежегодного каслания имеются тропы (анас йёш - дорога для обоза) для каслания, а в зоотехнии принят термин ворга, значит дорога на коми языке. Ворги обходят озёра, ягельники, только когда остановки для передышки оленей сворачивают с пути, для того чтобы накормить животных. Их прокладывают по местам, где крепкие болота, т.е. не топкие.

Летние места выбирают с учётом, чтобы было много мха (тунк), рядом должны быть озера или болота, для того чтобы олени далеко не ходили пить воду. Всё каслание строится так чтобы олень мало ходил в поисках пищи, тем самым он не вытаптывает пастбище. Во время гнуса, жары нежелательно более 10-15 дней стоять в одной стоянке т.к. идёт вытравливание пастбища. На стойбище где обычно отлавливают оленей, выкорчевывают пни, которые идут на дымокур, если имеется поблизости лес, то собирают шишки, хвою, хворост, которые также идут на дымокур. Это делается для того, чтобы меньше рубить лес для дымокура. Очень тщательно следят за состоянием кормовой базы, если олени за ночь уходят далеко километров на 3-5 от стоянки необходимо перекаслать.

Во времена, когда было достаточно пастбищ, т.е. до нефтегазового освоения оленей не пасли рядом с местами гнездовий птиц, т.к. олень и оленногонные собаки поедают яйца. В настоящее время этих принципов не придерживаются т.к. всё меньше и меньше становится место свободных от промышленного освоения.

Осеннею стоянку выбирают с учётом того, что в данном месте будут проводить гон олени, наступает зима. В осеннем месте обязательно грибные места должны быть рядом, оно устраивается в Междуречье. Так как в таких местах устраивают кораль и олени в период гона пасутся вольно. Обязательно учитывают наличие грибных мест.
Чтобы олени не уходили в поисках грибов далеко.
Маршруты касланий в каждые 7-8 лет менялись, для того чтобы пастбище смогло бы быстро восстановиться.

В период вольного выпаса оленей, оленеводы ремонтируют старые нарты и строят новые, занимаются охотой и рыбной ловлей.

Нумтовская тундра песчаная, под ягелем сразу слой песка, поэтому здесь наиболее осторожно подходили к выбору места для стоянки. Постоянные кочевники нумтовской тундры освоили его и в традиции заложено, что нельзя грести землю т.к. это лицо Замли. Во времена совхозного оленеводства верховьях р. Надым пасли совхозное стадо ханты с низовьев Казыма по своему обычаю на месте стоянки мусор сгребали граблями и до сих пор видны следы...

На этих местах появились песчаные выдувы которые с каждым годом растут. Это всего лишь маленький пример, когда человек по своему незнанию природного ландшафта свойств почв, может загубить тундру, кормовую базу. Жители тех мест при оставлении стойбища всегда песчаные места устилали мхом, чтобы предотвратить разрастание песочников.

Меня форму хозяйственной деятельности собственного приизбянного оленного хозяйства переход к крупнотабунному типу оленеводства и в других географических условиях привело к таким печальным последствиям. И неслучайно к середине 80 -х. годов ХХ в. Совхозные стада оленеводов ханты распались из-за крупных потерь оленьпоголовья.

Итак, если бы не было традиций, сводящих к минимуму экологический урон, человек лишил бы природу воспроизводить себя и тем самым обрёк бы себя к голоду. Данные отношения в традиционной хантыйской культуре закреплены мировоззренческими установками.

1. Кулемзин В.М. Традиционное мировоззрение хантов. Дис.... докт. ист. наук. Новосибирск, 1993.

Автор: к.и.н. Т.А. Молданов,
опубликовано по адресу http://www.deputatandreev.ru/main.php?id=631