Казым. Земля Кошачьего Локотка



Развитие оленеводства в Приказымье: кризиc или подъем?

Развитие оленеводства в Приказымье: кризиc или подъем?

Оленеводство - северная таежно-тундровая разновидность скотоводства. Коренные жители ХМАО испокон веков занимались этой сложной работой. В прошедшем столетии произошло много изменений в этой отрасли, и по сей день оленеводство меняется; приобретает новые формы. Сейчас Приказымское оленеводство стоит на распутье: продолжать попытки восстановить государственное оленеводство или же отдать его в частные руки? И сейчас очень важно изучить историю Приказымского оленеводства и извлечь из этого урок: выделить положительные стороны истории развития отрасли и попытаться воплотить их в жизнь, чтобы способствовать развитию этой важной отрасли.

Существуют прогнозы о том, что в условиях все большего развития промышленности и науки, такие древние отрасли как оленеводство будут продолжать угасать. Для современного периода характерна тенденция снижения поголовья оленей и утрата навыков северного оленеводства, снижение престижности профессии оленевода. Проблема сохранения оленеводства в том, что изменилось отношение государства к сельскому хозяйству; выделяемых бюджетных средств едва хватает, чтобы сохранить прежний уровень оленеводства, о его развитии и говорить пока не приходится.

На территории Югры оленеводством занимались остяки, вогулы, самоеды, а в начале ХХ в к ним присоединились коми-зыряне, перекочевавшие из-за Урала.

«Оленеводство - это то культурное наследие, которое досталось нам от наших предков и которое сохраняется по сей день. Олень не просто дает все необходимое для жизнеобеспечения северного человека, он играет большую роль в духовной жизни народов. Сохранение оленеводства - это условие сохранения этноса северных народов, ведь именно люди, ведущие традиционный образ жизни, сохраняют традиционное мировоззрение, язык, культуру».

На территории Приказымья существовали два типа оленеводства: тундровый и таежный. Тундровый тип характерен для восточной части Приказымья и позволяет содержать довольно большие стада в 500-1000 и более голов с полувольным выпасом. Жители верховьев рек располагали значительным поголовьем, которое обеспечивало пищевые, сырьевые и транспортные потребности. Забота о нем отнимала часть времени в течение хозяйственного года, и занятия охотой и рыболовством зачастую отступали на второй план.

Таежный тип характерен для центральных районов и является мелкостадным - по 100-500 голов, распространен в таежной местности Казыма и Юильска. Оленеводство хантов среднего Казыма (при численности стада в 100-200 голов) удовлетворяло транспортные потребности и лишь в небольшой мере пище-сырьевые нужды.

Поголовье оленей у нижнеказымских хантов едва покрывало транспортные нужды, в связи, с чем здесь практиковалось коневодство и транспортное собаководство. Частное оленеводство этого периода развивалось естественным путем.

С началом коллективизации олени переходят от частных владельцев к государству без какой-либо компенсации.

С 1934-36 годов коллективизация развернулась с новой силой и охватила все населенные пункты бассейна р.Казым . Первые колхозы создавались в соответствии с локальными географическими особенностями и хозяйственными особенностями туземцев на основе кооперации труда, без обобществления средств производства. На оленеводстве базировались средне- и верхнеказымские артели. В 1938 году северосмешанные артели были упразднены, а объединения, возникшие на их месте, переведены на уставы рыб- и сельхозартелей.

Началась коллективизация оленеводства на территории Приказымья в 1933 году, когда была организована сельскохозяйственная артель им. Скачко. Через 6 лет артель переименовали в колхоз им.Сталина.

Общее поголовье оленей в Казыме на 1 января 1941 г. насчитывало 19089 голов, из них соцсектор, в том числе обобществленные олени составляли:

1. Колхоз им.Сталина - 9712
2. Во всех артелях - 890
3. На культбазе - 366
4. В различных учреждениях - 36
5. Итого : 11004

В личном пользовании колхозников:

1. Колхоз им.Сталина - 3550
2. В артелях (им.Калинина, им.Ворошилова, им.Молотова, им.Сталина, 1-е Мая) - 4455
3. В артели им.Кагановича (Нумто) - 180
4. Итого: 8085

Такое размещение оленей обязывает вести серьезную работу в артелях по обобществлению части оленьего поголовья, находящегося в личном пользовании.

В связи с этим существовала потребность в упорядочивании вопросов с планировкой пастбищных угодий, а также в установлении предельной нормы в содержании собственных оленей членам артелей.

По материалам инвентаризации, на 1 января 1941 г. общее стадо оленей Казыма имеет прирост на 16,7%, из них обобществленное стадо - на 20%.

«За 1941 г. ставим задачей добиться роста оленей обобществленного стада с 11 тыс. до 14 тыс. к началу 1942 г. Организовали и проводим сейчас при культбазе двухнедельные курсы переподготовки бригадиров-оленеводов», - это строки из докладной записки начальника Казымской культбазы Н.Крыласова.

С 1953 года началось объединение мелких хозяйств в более крупные. 1 января 1959 года был образован колхоз «Правда», в 1961 году он был реорганизован в совхоз. На этот момент насчитывалось 18487 оленей.

В 60-х - 70-х годах поголовье оленей практически осталось на уровне организации хозяйства. Но заметно улучшились его показатели. Самое большое количество поголовья в совхозе было в 1968 году - 23,5тыс. Численность поголовья оленей в 1978 году составила 19,6тыс.голов.

Пастбища совхоза Казымский находятся не только на территории ХМАО, но и Ямала.

На 1 января 1991 г. численность поголовья оленей в совхозе составила 14742 головы, через 8 лет в совхозе было 5144 голов оленей.

Итак, прослеживается тенденция уменьшения численности поголовья оленей совхоза «Казымский» в связи с промышленным освоением Севера.

При этом отметим, что численность оленей в частном оленеводстве не уменьшилась, следовательно, возросли нагрузки на пастбища.

Задача сохранения оленеводства как отрасли, необходимой для сохранения этносов, физического и духовного здоровья их членов, влечет за собой необходимость решения социально-экономических и иных проблем, связанных с ним. Прежде всего, стоит вопрос о том, на какой основе сохранять оленеводство - на прежней традиционной или на новой технической.

Органы местного самоуправления осуществляют поддержку сельскохозяйственного производства в форме предоставления субсидий гражданам, ведущим личное подсобное хозяйство, на компенсацию части затрат на содержание маточного поголовья животных.

Выводы: изучив состояние традиционных промыслов, мы можем констатировать, что численность оленей, находящихся в государственной собственности - уменьшается, а в личной - возрастает. Для современного периода характерно сохранение частной собственности и коллективной (собственность «Казымской оленеводческой компании»).

Филиппова Александра - ученица Казымской школы,
научный руководитель Шевелева М.М.

Источники и литература:
1. Молданов Т.А., Молданова Т.А. Частное оленеводство в Ханты-Мансийском автономном округе. Народы Северо-Западной Сибири./Под ред. Н.В.Лукина. - Т.,1998г, выпуск 5. с. 93
2. Судьбы народов Обь-Иртышского Севера. (Из истории национально-государственного строительства. 1822-1941гг) Сборник документов. -Т., 1994./Составители: Н.Д.Радченко, М.А.Смирнова, с.294
3. Касум-ёх: Материалы для обоснования проекта этнической статусной территории. - Шадринск,1993. Ответственный редактор - канд.истор.наук А.В.Головнев.
4. Остяко-Вогульская правда. 22 апреля 1939г. №92. с. 2, 3.
5. Рабочая книга по учету земель и землепользователей по Березовскому р-ну, Ханты-Мансийского округа. (Архивный отдел Березовского района)