Казым. Земля Кошачьего Локотка



Обряд, проводимый перед гоном оленей

Обряд, проводимый перед гоном оленей

Любая традиционная отрасль хозяйствования тесно связана с обрядами и религиозными верованиями. Обряды, проводимые на промыслах, рассматривались З.П. Соколовой, В.М. Кулемзиным.
В данном выступлении по полевым материалам и по своим наблюдениям рассмотрим обряд жертвоприношения перед проведением гона у оленей.

Обряды, связанные с оленеводством упоминались А.А. Дунин-Гаркавичем (1995), Б. Житковым, Л. Хомич (1995), Г. Харючи (2001) и многими другие. Предыдущие исследователи рассматривали обряды по ненецкому тундровому оленеводству. Обряд, связанный с оленьим гоном на саамском материале описан Н. Большаковой (Большакова . 2005. с. 404-406). По ненецким материалам подобный обряд не встречается.

Как известно из научной литературы у народа ханты транспортное оленеводство было распространенно повсеместно, однако на территории Надымско - казымского бассейна начиная с начала ХIХ века и по настоящее время распространенны крупнотабунные, среднетабунные стада. Особенно было развито оленеводство с середины ХХ века и до конца ХХ в. (Дунин-Гаркавич, Отчёты совхоза «Казымский»).

Для рассмотрения данного явления привлекается полевой материал и собственные наблюдения, собранный автором в 1990 - 2006 г.г. на территории бассейнов рек Надым и Казым. В данной территории проживают оленеводческие семьи ненцев и ханты, которые являются «хранителями оленьих стад Казымской богини», общность территории наличие одного духа-покровителя, сходная хозяйственная деятельность, наличие одинаковых средств передвижения и обусловило выведения данной группы для исследования как локальную группу оленеводов.

Ненцы рассматриваемой территории принадлежат к группе «неща» - ненец, соболиный ненец. Ямальские ненцы называют их «Пян хасава» - «Лесные люди». Среди оленеводов данной группы преобладают носители хантыйских фамилий: Молдановы, Мултановы, Тевлины, носители ненецких фамилий Вылла, которые считаются с Молдановыми братьями по божеству (по Казымской богине).

Общее поголовье стада в данной территории более 7 тыс. голов. 2/3 общего поголовья содержится в ЯНАО по бассейну реки Надым, притоках Катучи яха, Вылла юхан, частично западный берег озера Пяку - То, причём заходят только в летнее время. Зимние пастбища расположены по притокам р. Надым. Данные о количестве оленей взяты со слов информантов, т.к. в администрациях округов официальной статистики по частному поголовью не имеется, данные сельских администраций записываются со слов оленеводов.

На среднем течении реки Надым расположено святое место покровителей оленьих стад - «Надымские муж и жена», они почитаются в облике волка пfсты вой, где пfсты - быстрый, вой - зверь, второе название хtхfk вой, где хtхfk - бегающий, вой - зверь. Ханты нижнего течения р. Казым называют волка выkkы порты вой - где вуkkы -олень, пурты - кусающий, вой - зверь. Данное святое место посещается ненцами и хантами, преимущественно владельцами оленей Надымского района, Пуровского района ЯНАО, Сургутского и Белоярского районов ХМАО.

Описание обрядов начнём с первого обряда, как считают сами оленеводы, который проводится после зачистки рогов это 5 - 9 августа время колеблется в зависимости от созревания рогов. Перед гоном целесообразно острые концы рогов отрезать, чтобы самцы не кололи друг друга. Полность срезаются рога у молодых, ослабленных самцов, для того чтобы не мешали гону. И в это же время кастрируют слабых, старых самцов и самцов некоторых видов, которых по каким-либо причинам не следует разводить в стаде в стаде, в данных климатических условиях. Когда полностью у стада зачищены рога, в стойбище на святом месте забивают оленя. Желательно самца, для принесения в жертву покровителям оленьих стад и важенку Казымской богине.

Обряд проходит на святом месте. Для этого с собой берут из домашнего приклада шкуру волка «покровителя стада», небольшой свёрток от приклада Казымской богини.

Обряд начинается с окуривания приклада. После окуривания начинают гадать на прикладе о жертве, о последующем гоне, о здоровье детей, могут спросить, если кого-то ждут, приедет или нет. Затем направляются в стадо, ловят жертвенных животных. На месте закалывания жертвенного животного, сначала его окуривают. После того «Ис киты хt» - «Души направляющий мужчина» начинает проговаривать речитативом свои просьбы, передавать просьбы присутствующих. Просьбы обычно состоят об удачном гоне, чтобы больше родилось телят нужной масти, просьбы охранять от хищников стада, ровной тропы для оленей, ровной тропы для детей, здоровья всем членам семьи, группы. Мясо, от данного жертвоприношения употребляют в пищу все. Кроме семи кусков мяса которые у костра ставились Нуми - Торуму или по ненецки Нум вэсако. Причём, эти куски вылавливаются из кипящего котла, специально приготовленной тросточкой (палочкой), на которое нанизывается мясо. Данные куски нельзя трогать руками, их едят прямо из тросточки. Верхний кусок нанизывался обязательно самый кончик языка. Его не съедают, а оставляют на съедение птичкам. В актуальных верованиях нельзя съедать кончик языка станешь прожорливым. Скорей всего это связанно с обычаем оставлять данный кусочек на святом месте. Данная тросточка с кусочками мяса представляет вид шампуры с нанизанными кусочками мяса. По хантыйски называется «Яyfт юх», где Яyfт - опалить, юх - дерево. Оставшееся после жертвоприношения мясо, поровну делится между участниками обряда, и дома каждый участник обязательно должен поставить в жертву кусочки мяса для домашних духов - покровителей. Для проведения данного обряда иногда объединяются несколько семей, если они проживают неподалёку.

Этот обряд считается у оленеводов обязательным, так как от него зависит удачное оплодотворение самок, воспроизводство стада, также присутствующие молятся, чтобы во время гона попал дикий олень в стадо для случки домашних оленей, а если таковой имелся, то чтобы он не уходил. В жизни оленеводов гон занимает значительное место и поэтому этот обряд в оленеводческой среде наиболее выполняем, также как обряды рождения и смерти. По хантыйски стельную важенку называют пешеy вуkkы - олень с телёнком. После оплодотворения важенки нельзя её забивать, считается, если забил то важенку убил «живого телёнка». Если по каким-то соображениям все-таки забита стельная важенка, плод уносится на святое место.

Использованная литература:
1. Дунин-Горкавич А.А. Тобольский Север. Тобольск. 1911. Т.3.
2. Кулемзин В.М. Традиционное мировоззрение хантов. Дис... докт. ист. наук. Новосибирск, 1993.
3. Хомич Л.В. Ненцы. Очерки традиционной культуры. Русский двор. Санкт-Петербург. 1995. 335 с.
4. Лукина Н.В. Формирование материальной культуры хантов. Томск. 1985. 364 с.

Опубликовано по адресу http://www.deputatandreev.ru/main.php?id=670