Казым. Земля Кошачьего Локотка



Казымское восстание

Казымское восстание

Казымское восстание (1930-1934), развернулось в пределах Казымского туземного совета Берёзовского района Остяко-Вогульского округа (на территории проживания казымских ханты). В 1933-34 гг. центр восстания переместился в район святого озера Нумто. Союзниками казымских хантов стала группа местных ненцев. В декабре 1933 - январе 1934 события едва не захватили хантов Полноватского туземного совета, уже готовых к выступлению.

Восстание проходило в 2 этапа: с марта 1930 по март 1933 и с марта 1933 по июль 1934. Первый можно назвать «холодной войной» в отношениях с советской властью, а второй -- «самоедской войной с русскими» (так называли события сами коренные жители).

Цивилизаторские устремления власти стали подрывать традиционный уклад жизни коренного населения. События в Приказымье приобрели серьёзный характер, когда за организацию сопротивления взялся И. Ерныхов. В своё время он был представитель тузРИКа в Полновате и приобрёл на этом поприще опыт общения с русскими и уважение соплеменников. Сыграв на первом этапе восстания активную роль, Ерныхов не имел в нём самостоятельного значения, а был выдвинут шаманами, и в первую очередь наиболее авторитетным среди них -- Н.Н.Молдановым -- как выразителем интересов всего казымского общества.

На одном из тайных собраний влиятельных людей в конце 1931 г. Ерныхов добился коллективного решения: собрать весь казымский народ и сообща двинуться на культбазу, чтобы предъявить свои требования русским. Впервые на данном собрании были сформулированы эти единые требования. Важнейшие из них: восстановить в правах «кулаков», закрыть школу, отменить твёрдые задания, убрать с Казыма культбазу, переизбрать туземный совет.

После этого собрания были устроены «поры», на которых было объявлено, что лунх (бог) одобрил принятые решения и повелел: «русским подчиняться не надо». Для аборигенов решение, объявленное на «порах», является законом, поэтому все были готовы идти до конца. Заручившись поддержкой обских и куноватских ханты, около 50 казымцев двинулись из Хуллора на культбазу, забрали своих детей из школы и потребовали её закрытия. Остальные группой более 100 чел. направились в Полноват, чтобы объединиться с обскими и куноватскими хантами, а затем потребовать удовлетворения требований.

Однако запланированного объединения не произошло: отряд встретился в пути с 4 ответственными работниками из Берёзово и округа, они уговорили Ерныхова отправиться на культбазу и там разрешить все вопросы. 8 января 1932 г. в Амне состоялось собрание с участием представителей власти, где им были предъявлены сформулированные ранее требования. Часть из них была удовлетворена (переизбран туземный совет), другие требования обещали рассмотреть позже.

Но после отъезда бригады аборигены вновь собрались и дали наказ туземному совету исполнить свои решения. В июле 1932 г. руководство культбазы было сменено, её возглавил А. Д. Шершнев. По его настоянию в марте -- апреле 1933 г. были арестованы 4 активных участника событий.

После ареста этих авторитетных среди коренного населения людей период «холодной войны» закончился и уступил место «самоедской войне с русскими» -- началась подготовка к вооружёному столкновению. Ханты убедились, что тактика давления на русских не принесла им успеха. В события вмешались лесные ненцы во главе с Выллой Атлета, который состоял в родстве с казымским ханты М. В. Молдановым. Вмешательство лесных ненцев придало событиям конфронтационный характер, подняло угасший боевой дух казымцев.

Поводом для обострения ситуации стало решение властей о начале промышленного облова оз. Нумто. 22 апреля 1933 г. ненцы потребовали прекратить такой облов, а также (солидарно с ханты) настаивали на освобождении арестованных ранее «лучших людей». Летом 1933 г. большую активность проявили шаманы Молдановы (Большой и Хромой). В ноябре 1933 г. в 40-50 км. к юго-востоку от оз. Нумто ханты и ненцы объединились. По предложению ненцев Вылла Енкух и Вылла Атлета вождём избрали главного шамана Казыма Е.С. Вандымова.

Было решено захватить бригаду «русских», прибывшую на оз. Нумто в конце ноября, и обменять их на своих лидеров, арестованных весной 1933 г. Бригаду возглавлял председатель Берёзовского райисполкома Астраханцев. В её составе были уполномоченный Уральского обкома ВКП(б) Шнейдер, помощник Берёзовского райуполномоченного ОГПУ Посохов, помощник заведующего Казымской культбазой Смирнов, заведующий Амнинским интегральным товариществом Нестеров и 2 ханты-переводчика. Утром 4 декабря 1933 г. члены бригады были связаны, обезоружены и избиты.

Властям были переданы требования восставших: недовольство хозяйственной политикой, тем, что детей забирали в школу, арестом 4 человек, которых требовали вернуть в течение месяца, оставляя членов бригады Астраханцева в качестве заложников. Ночь с 4 на 5 декабря 1933 г.стала кульминационной в Казымском восстании. Все 5 заложников были задушены. Расправу решили сохранить в тайне от «русских».

К разрешению кризисной ситуации после исчезновения бригады Астраханцева подключилось Уральское областное руководство. Ответственными за подавление восстания были назначены председатель Уральского областного суда Чудновский и руководитель оперативной группы ОГПУ по Уралу Булатов. Через 2 недели восставшим привезли письмо Чудновского с требованием освободить членов бригады. Е.С. Вандымов ответил, что это будет сделано только после того, как вернут 4 арестованных казымцев, что восставшие готовы с оружием в руках воевать с властями до полного удовлетворения своих требований.

Но через неделю в лагере повстанцев наступил раскол по этническому признаку: от ханты откололись лесные ненцы. Вылла Атлета, почувствовав первые признаки разложения, увёл своих людей в сторону р. Казым. После ухода ненцев ханты Полноватского туземного совета в январе 1934 г. отказались от запланированного выступления. В январе 1934 г. небольшими группами казымцы стали рассеиваться по тундре.

В ходе восстания было арестовано 83 чел., часть туземцев оказала вооруженное сопротивление и была уничтожена, имелись жертвы и со стороны карательных отрядов. Часть арестованных была затем отпущена, 3 чел. умерли в заключении. В суде, который проходил с 25 июня по 25 июля 1934 г., предъявлено 52 обвинения: 33 -- казымским ханты, 14 -- полноватским и 5 -- лесным ненцам. 11 человек были приговорены к расстрелу, 3 оправданы, остальные получили различные сроки тюремного заключения. 25 декабря 1993 прокуратура Тюменской области рассмотрела дело о Казымском восстании, отказав 49 его участникам в реабилитации.

Казымское восстание явилось выступлением всех категорий туземного общества против мероприятий советской власти за сохранение традиционного образа жизни. Оно было спровоцировано официальной политикой, не учитывавшей национальную специфику.

А. С. Пиманов.

Литература:
Судьбы народов Обь-Иртышского Севера (Из истории национально-государственного строительства. 1822 --1941 гг.). -- Тюмень, 1994;
Тимофеев Г. Казымская трагедия // Югра. 1995. № 9.

Опубликовано по источнику: Югория. Энциклопедия Ханты-Мансийского автономного округа - Югры.