Казым. Земля Кошачьего Локотка



Проект "Неотрадиционные стойбища Югры"

Проект

Основой для развития этнографического туризма в округе является самобытная культура коренных народов, не утративших многовековой опыт ресурсосберегающего природопользования, сохранивших обычаи и традиции, мифы и сказания.

В последние годы, благодаря поддержке Правительства Югры, традиционная культура становится не только объектом сохранения и особой заботы государства, но и ресурсом для повышения уровня качества жизни коренных малочисленных народов Севера. Туристические услуги оказываются отдельными родовыми общинами, хозяевами родовых угодий, семьями, проживающими на территориях традиционного природопользования. Изделия народных промыслов охотно приобретаются на проводимых ярмарках-выставках.

Однако в настоящее время среди жителей Европейской части России и в Европе еще существуют стереотипы в отношении малочисленных народов Севера. Бытует мнение, что культура аборигенов - примитивная культура, а сами аборигены - неграмотные, злоупотребляющие алкоголем люди, живущие в грязных избушках. Безусловно, этот стереотип можно преодолеть. Люди, которые непосредственно сталкивались с культурой обских угров, с богатством природы Югры и гостеприимством ее жителей, обычно возвращаются сюда снова и снова. Мы знаем, как развит этнотуризм в других странах (особенно США, Венгрия, Финляндия и т.п.), как популярны и загадочны, в частности, «индейцы» и «все индейское». Этнопутешествия в Югру могут стать такими же модными и популярными.

Но для того, чтобы добиться этого, одного информирования о Югре, коренных малочисленных народах Севера, их культуре, недостаточно. Для того чтобы привлечь в Югру туристов, нужны другие средства: современное мифотворчество, идеология неотрадиционализма, особый маркетинг, новые PR - технологии.
Целью настоящего проекта является создание сети неотрадиционных стойбищ на территории Ханты - Мансийского автономного округа - Югры как особой инфраструктуры этнотуризма, позволяющей реализовать туристические программы для различных категорий населения.

Задачи проекта: разработка и реализация новых этнографических турпродуктов; оказание туристических услуг; распространение информации о туристических продуктах и услугах Ханты - Мансийского автономного округа - Югры; поддержка положительного имиджа коренных народов и Ханты - Мансийского автономного округа - Югры в России, ближнем и дальнем зарубежье; развитие материальной базы неотрадиционных стойбищ; поддержка и развитие сайта в сети Интернет.

Описание проекта
На сегодняшний день на территории Югры наряду с традиционными стойбищами, где люди ведут исторически сложившийся уклад жизни, начинают функционировать стойбища, имеющие современную форму, но сохраняющие традиционное культурное содержание. Эти стойбища мы называем неотрадиционными. В рамках данного проекта планируется развивать три типа неотрадиционных стойбищ: виртуальные, мобильные и этнокультурные.

Связанные между собой стойбища образуют сеть и предполагают разный уровень знакомства и погружения в этническую культуру.

Первый тип стойбища в рамках данного проекта: виртуальное стойбище в сети Интернет. Виртуальное стойбище выполняет несколько функций: дает общее представление о культуре коренных народов Югры, предлагает для реализации через Интернет-магазин этнографические туры и продукцию традиционных промыслов, а также призвано сформировать сетевое сообщество, имеющее устойчивый интерес к культуре северных народов. Особенностью сайта является стремление к превращению каждого посетителя в постоянного «жителя» виртуального стойбища.

Второй тип неотрадиционных стойбищ - мобильное Северное стойбище. Оно также выполняет несколько функций: проводит презентацию этнографических программ, оказывает услуги и рекламирует туры в северную глубинку. Преимущество мобильного стойбища состоит в том, что оно в любой момент может быть развернуто в любой точке округа, России и мира и предложить посетителям качественный этнографический турпродукт.

Полный набор мобильного Северного стойбища имеет следующие модули:

1. Игровой. «Юннты хар» - «место для игр» - так в старинных сказаниях называлось место, где состязались в силе и ловкости угорские богатыри. В данный модуль входят: выставка игрушек, обзорная экскурсия-беседа «Игры и игрушки народов Севера» с демонстрацией головоломок, интеллектуальных игр, организованных в чуме. На площадке перед чумом организуются подвижные игры и состязания: стрельба из лука, перетягивание на палках, арканах, национальная борьба, метание аркана, прыжки через нарты, тройной прыжок, с предварительной обзорной экскурсией-беседой «Национальные виды спорта».

2. Фольклорный. Внутри чума оформляется выставка «Музыкальные инструменты народов Севера». Посетителям предлагается обзорная экскурсия-беседа «Песенно-танцевальное искусство обских угров». В программу чума входят также: демонстрация песен, танцев, сценок из Медвежьих игрищ, загадывание загадок, инсценирование сказок.

3. Мастеровой. Внутренний интерьер чума составляют выставка-продажа изделий традиционных народных промыслов и образцы традиционной и неотрадиционной одежды. Посетителям предлагается обзорная экскурсия-беседа «Декоративно-прикладное искусство древней Югры». В чуме работают мастера, организованы мастер-классы по резьбе из дереву, кости, по плетению из кожи, бисероплетение, аппликация по ткани и др. Здесь же посетители могут взять напрокат одежду для фотографирования.

4. Бистро-чум «Северная кухня». В чуме представлена выставка-продажа продукции традиционных промыслов. Посетители могут прослушать обзорную экскурсию - беседу «Традиционная кухня обских угров» и попробовать блюда северной кухни: строганину, уху, бульон и др.

Любой из этих модулей в зависимости от спроса посетителей и возможностей организаторов может быть удален или скорректирован.

Дополнительными услугами на мобильном стойбище могут стать: катание на оленьей упряжке (в зимнее время), фото и видеосъемка, продажа книг обско-угорских исследователей; в вечернее время один из чумов может быть оборудован под гостиницу.

Третий тип стойбищ - этнокультурные стойбища, которые призваны оказывать услуги в области так называемого «глубокого туризма».

Этнокультурные стойбища - это особые места для туристов, обладающие полной инфраструктурой для семейного и индивидуального туризма и отдыха, способные обеспечивать реализацию туристко - краеведческих и туристко - образовательных программ. Этнокультурные стойбища могут также служить «перевалочной базой» для людей, интересующихся «глубоким» туризмом. Отсюда можно совершать поездки в близлежащие стойбища коренных жителей. Сегодня этнокультурные стойбища существуют как детские и работают только в летний период. В перспективе, летом они могут продолжить свою работу как образовательные стойбища, где отдыхают дети, подростки, молодежь, а в осенний, зимний и весенний сезоны базу этих стойбищ можно использовать для приема организованных групп и индивидуальных туристов.

Все три типа неотрадиционных стойбищ (этнокультурные, мобильные и виртуальные) связаны между собой и будут составлять инфраструктуру для развития этнотуризма на территории Югры.

Обоснование значимости проекта:
Проект «Неотрадиционные стойбища Югры» имеет большое значение для развития этнографического туризма на территории Югры в целом. Проект не замкнут на своих участниках. Общины, частные предприниматели, имеющие готовый турпродукт, могут разместить информацию на сайте, предложить свой товар для реализации через Интернет-магазин, а во время проведения мобильных стойбищ предоставить для распространения свои рекламные буклеты и приглашения на туры.

Социальное значение проекта определяется и тем, что его участниками (как и основными потребителями турпродукта) являются преимущественно молодые люди, подростки, дети. Участие в работе этнокультурных и мобильных стойбищ, представление своей культуры для других людей, позволяет молодежи и детям углублять традиционные знания, формирует коммуникабельность, развивает творческие способности. Развитие туристической сферы на местах дает толчок для развития малого бизнеса и частного предпринимательства, народных промыслов, производства сувенирной продукции. Благодаря участию в работе детских и мобильных стойбищ, многие участники проекта не только улучшают финансовое положение, но и совершенствуют мастерство. Так два молодых мастера из с. Казым Белоярского района получили звание народных мастеров России.
Ожидаемые результаты: изменение отношения к культуре коренных народов Севера; повышение спроса на этнографический турпродукт; увеличение количества туристов, посещающих места компактного проживания коренных малочисленных народов Севера; дальнейшее развитие народных промыслов, сувенирной продукции.

Практические показатели:
За период реализации Гранта (2006 год) были получены следующие результаты:

Возрастает интерес к культуре аборигенов Севера, о чем свидетельствует увеличение количества людей, приезжающих в места компактного проживания коренных народов Югры, посещающих программы мобильных и виртуального стойбищ. Во многом этому способствовало улучшение качества услуг, разработка новых программ, учитывающих интересы клиентов. За период реализации Гранта было разработано 10 новых программ, такие как: «Югра: традиции и современность», «Мир угорской женщины», «Угорские богатыри», «Северный стиль» и др., происходит постоянное обновление материалов и разработка дистанционных курсов на сайте.

По сравнению с прошлым годом увеличилось количество людей, посещающих детские этнокультурные стойбища. На стойбище «Нумсанг ех» (Казымская территория Белоярского района) для школьников разработаны специальные экскурсионные программы. За летний сезон 2006 года на стационарной базе в д. Хуллор побывало около 150 человек из различных школ района, что в 5 раз больше, чем в 2005 году. На полевой базе Нярсагорт в 2006 году помимо детей, участвующих в сменах детского стойбища, побывало более 40 туристов, в том числе 15 человек - делегация молодежи из Германии. Более 100 гостей из разных регионов страны посещает ежегодно детское стойбище «Мань ускве» Саранпаульской территории Березовского района.

Вести статистику посещаемости мобильных стойбищ достаточно сложно, но в качестве иллюстрации можно привести пример: во время работы мобильного стойбища в Москве его ежедневно посещало до 1500 человек, примерно такое же количество людей знакомилось с программами стойбища во время турне по городам Югры.

Более точные данные можно получить по посещаемости виртуального «стойбища», расположенного в сети Интернет по адресу http://www.etnic.ru. Ежедневно стойбище посещают около 80 человек, каждый из них просматривает до 15 размещенных на сайте материалов и рекламных предложений.

Всего за 2006 год виртуальное стойбище посетило более 10 000 человек, страницы сайта были просмотрены более 50 000 раз. Динамику посещаемости сайта можно проследить по следующей таблице:

image001.gif

Помимо этого, более 6000 человек просмотрели фотоальбом, размещенный на сервисе Flickr по адресу http://www.flickr.com/photos/ugra/, ориентированный на англоязычных посетителей.

Особый интерес посетителей вызывает раздел «Все о Югре и уграх» (образовательные ресурсы, включающие широкий спектр дистанционных курсов, музыкальный архив, тематические фотоальбомы). Вокруг этого раздела сформировалось целое сообщество людей, заинтересованных в познании самобытной культуры хантов и манси. Участники сообщества вносят свой вклад в наполнение раздела, участвуют в дистанционных курсах, обсуждают материалы сайта в других сетевых сообществах и на других веб-ресурсах схожей тематики. В течение года на электронный адрес сайта неоднократно поступали заказы на изготовление сувениров, предметов этнодизайна, игрушек, что способствует дальнейшему развитию традиционных угорских ремесел и промыслов.