Казым. Земля Кошачьего Локотка



Проект по развитию этнографического туризма «Земля Кошачьего Локотка: в сетях гостеприимства».


Обоснование проекта

Основным ресурсом для этнографического туризма является культурно-историческое наследие народов края. Казымская территория Белоярского района - является исторической родиной и до настоящего времени остается местом компактного расселения коренных малочисленных народов Севера - ханты и лесных ненцев, не утративших навыков хозяйственной деятельности, сохранивших ремесла, обычаи и традиционные верования. Коми-зыряне, поселившиеся здесь в конце 19 века и занимающиеся преимущественно оленеводством, также сохранили свою самобытную культуру. По древним сказаниям хантов, Казымскую землю оберегает дух-покровитель - Казымская богиня, одним из священных образов которой является черная кошка. Не случайно, ханты чаще всего называют свой край - Землей Кошачьего Локотка.
Этнографический туризм, развитию которого в Югре в последнее время уделяется особое внимание, применительно к Казымской территории направлен на решение двух основных проблем. Одной из острых является проблема занятости населения. По статистике уровень зарегистрированной безработицы в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера автономного округа на начало 2010 года выше окружного показателя в 1,6 раза. Не является исключением и Казымская территория. Отсутствие рабочих мест приводит к маргинализации жителей и оттоку из села молодежи, получившей высшее и среднее специальное образование. Вторая проблема - сохранение и развитие уникальной культуры коренных жителей края. Сегодня в округе много делается для поддержки традиционных промыслов и ремесел, но необходимо искать такие формы, которые бы позволили аборигенам интегрироваться в современное сообщество, сохраняя основы своей культуры.
Коренные народы Севера никогда не занимались туризмом. Но специфика этнографического туризма (который относят к «устойчивому» или «альтернативному» туризму) подразумевает большую социальную ответственность, выполнение обязательств по отношению к природе, а также вовлечение местного населения во все процессы, связанные с управлением туристической деятельностью. В современных условиях, когда этнические товары становятся популярным по всему миру, этнографический туризм может стать для аборигенов видом деятельности, который позволяет не только сохранять традиционную культуру, но и способствовать ее передаче подрастающему поколению. Особенность этнографического турпродукта заключается в том, что для его реализации требуются усилия разных членов этнического сообщества: от стариков - носителей и хранителей традиций, до молодых людей, получивших образование и готовых применить знания на благо своего края.
На протяжении ряда лет на Казыме создавались условия для развития туризма. Теперь на этой базе туризм можно успешно развивать.
Факторами, способствующими развитию этнографического туризма на Казымской территории являются:
- высокая сохранность традиционной культуры, являющаяся основным ресурсом для этнотуризма. Жители дальних стойбищ сохраняют традиционный уклад жизни; в Казыме, Нумто, Юильске проживают носители фольклорных традиций и «Народные мастера России»;
- наличие природных (парк «Нумто») и археологических памятников («Амня-1», «Амня-2», Каксинская гора, Хуллор и др.).
- наличие этнографических объектов. Этнографический выставочный зал с. Казым, отметивший недавно свое 20-летие, ежегодно принимает до 5 тыс. гостей со всего мира. Здесь регулярно проводятся семинары по восстановлению забытых ремесел, реализуются детские образовательные проекты.
- наличие отдельных элементов инфраструктуры. Этнокультурное стойбище на пр. Нярсагорт до 2011 г. использовалось для организации летних программ для детей и молодежи, для проведения традиционных праздников «Медвежьих игрищ». На стойбище имеются 1 жилая избушка, 1 - общественный дом для церемоний и общих сборов, летняя кухня, хантыйская печь.
- наличие у местных жителей опыта в приеме гостей из различных городов и стран, благодаря реализации на территории таких образовательных проектов, как «Детское этнокультурное стойбище «Нумсанг ёх», детско-молодежный парламент, Летняя школа коммуникации и др.
- целевая подготовка кадров (два человека обучаются в вузе по специальности «туризм», есть 1 специалист ).
- информационная поддержка в сети Интернет. Благодаря сайтам www.etnic.ru и kazym.ethnic-tour.ru («Земля Кошачьего Локотка»), Казымская территория является довольно известным и притягательным местом.
- доступность поселения. с. Казым находится в 50 мин. езды от г. Белоярского. Аропорт Белоярского принимает регулярные авиарейсы из Москвы, Екатеринбурга, Тюмени, Нягани, Советского, Ханты-Мансийска. В летний период от Белоярского до ж/д станции «Приобье» курсирует теплоход, в период с декабря по март функционирует автозимник.
Факторы, сдерживающие развитие этнографического туризма на территории:
- слабая координация усилий заинтересованных субъектов;
- отсутствие предприятий общественного питания;
- отсутствие гостиницы;
- отсутствие оборудованных мест отдыха и развлечений;
- сезонный характер существующих маршрутов (до некоторых стойбищ можно добраться только летом или зимой);
- отсутствие стартового капитала для вложения в туристический бизнес;

Цели и задачи проекта

- развитие этнографического туризма на Казымской территории через создание сетевой инфраструктуры туристического бизнеса;
- реконструкция и укрепление материально-технической базы существующих элементов инфраструктуры, создание новых;
- продвижение существующих и разработка новых видов турпродукта для различных категорий населения;
- создание новых рабочих мест и повышение благосостояния коренных жителей территории;
- сохранение культурного наследия коренных народов, проживающих на территории (ханты, коми-зыряне, ненцы);
- поддержка положительного имиджа коренных народов и Ханты - Мансийского автономного округа - Югры в России, ближнем и дальнем зарубежье.
В рамках данного проекта предполагается объединить в единую сеть имеющиеся элементы туристической инфраструктуры: стойбища, готовые принимать туристов; этнографический музей; этнокультурное стойбище «Нумсанг ёх», мастеров традиционных ремесел и художественных промыслов; а также создать новый элемент инфраструктуры этнографического туризма - парк национальных аттракционов «ЭтноLand».


Содержание проекта

Данный проект имеет свою предысторию. Разработчики проекта начинали свою деятельность с организации летнего оздоровительного отдыха детей. В августе 2000 года в с. Казым было создано детское этно-культурное стойбище «Нумсанг ёх», имеющее 2 базы: на пр. Нярсагорт (в 12 км. от Казыма) и д. Хуллор (в 30 км. от с. Казым). Летние смены стойбища, в ходе которых ребята получали знания о духовной жизни обских угров, знакомились с фольклором, получали практические навыки традиционного хозяйствования, оказались притягательными не только для казымских детей. За 12 лет работы детское стойбище приняло более 400 гостей из разных регионов России (Москва, Санкт-Петербург, Томск, Ямал, Эвенкия и др.) и зарубежья (Германии, Финляндии, Венгрии, США).
Большую роль в позиционировании территории как туристического региона сыграл начавшийся в 2004 г. молодежный обмен «Югра-Германия». Благодаря поездкам немецкой молодежи в Сибирь усилился интерес немцев к культуре коренных народов, проживающих в Югре. В ходе ответных поездок молодежные группы Югры представляли культуру хантов и манси для жителей городов Германии. В 2007 г. по приглашению немецкой молодежной организации «ЯНУН» организаторы обмена посетили международную выставку по альтернативному туризму в г. Ганновер), где познакомились с опытом этнических сообществ по организации туризма на землях их исконного проживания. Комитет по внешним связям Правительства Югры поддержал инициативу и в 2008 году профинансировал поездку группы из Югры с рекламой этнографических туров на международную выставку в г. Лейпциг и создание сайта «Земля Кошачьего Локотка» www.kazym.ethnic-tour.ru

В 2006 г. проект «Неотрадиционные стойбища Югры», автором которого является О.А. Кравченко, стал победителем окружного конкурса в подноминации «Этнографический туризм». Одной из форм привлечения внимания и интереса к культуре обских угров стали Мобильные стойбища. В период их работы в городах Ханты-Мансийск, Москва, Пермь, Нягань было разработано несколько экскурсионных программ, таких как «В зеркале мифа», «Мир угорской женщины», «Песенно-танцевальное искусство обских угров», «Мелодии древней Югры» и др. Наряду со взрослыми на Мобильных стойбищах работали ребята, прошедшие через смены детского стойбища «Нумсанг ёх». Они проводили экскурсии, игровые программы, обучали гостей народным ремеслам, организовывали спортивные состязания.
В 2007 г. на средства Гранта Губернатора ХантыМансийского автономного округа - Югры на сайте www.etnic.ru в дополнение к имеющимся материалам о культуре коренных народов Севера и этнографическим турам была размещена виртуальная карта этнографических объектов Югры на трех языках (русском, венгерском, финском). Сайт ежедневно посещают до 300 чел. из различных городов России, Украины, Белоруссии, Германии, Латвии. (см. рис. ниже)

Данная предварительная работа позволила привлекать туристов на территорию. С 2004 года были организованны такие программы для туристов, как «День оленевода», «В гостях у когтистого старика», «Зимнее стойбище», «Традиционные промыслы», экспедиции и др.
Однако, отсутствие обустроенных баз отдыха, способных принимать гостей круглогодично, труднодоступность в период распутицы, отсутствие гостиниц и точек общепита в Казыме, не позволили поставить работу на должный уровень. Несмотря на то, что на сайт этник.ру постоянно приходят заявки от желающих посетить регион, гостям приходится отказывать. Некоторые хотели бы приехать на машину, но это возможно только в зимний период, когда есть автодорога, в то же время база на Нярсагорте может принимать гостей только в летний период. Кроме того, люди, которые заявляли о намерении быть проводниками, не хотели в период охоты и рыбалки тратить время на приезжих. Сегодня ситуация меняется. Местные жители понимают, что турбизнес может быть одним из способов получения дополнительного заработка и готовы работать.
В рамках данного проекта предполагается объединить в единую сеть имеющиеся элементы туристической инфраструктуры: стойбища, готовые принимать туристов; этнографический музей; этнокультурное стойбище «Нумсанг ёх», мастеров традиционных ремесел и художественных промыслов; а также создать новый элемент инфраструктуры этнографического туризма - парк национальных аттракционов «ЭтноLand». (приложение 1).
На сегодняшний день авторской группой разработано 8 туров для различных категорий населения, которые размещены в сети интернет, неоднократно рекламировались на различных туристических выставках. (Приложение 2). Анализ ситуации на рынке этнографических услуг округа показывает, что в настоящее время серьезной конкуренции в данном секторе фактически нет. Этнографический турпродукт представлен в большинстве случаев однодневными турами в национальные поселения и экскурсиями по этнографическим музеем от 1 до 3 часов. Исключение составляют дни традиционных праздников, проводимые этнографическими музеями, когда для гостей устраиваются мероприятия на целый день. Но назвать такие праздники турпродуктом было бы некорректно, поскольку гости не платят за их посещение. Исключением из правил являются «Туристическая компания «Югра-сервис», где разработан 3-4-х- дневный тур «В гостях у ханты» и национальная община «Вар» с турами «Назымский привал» и этнотур по реке Назым с посещением святых мест. Но парадокс в том, что нет и массового потребителя этнографического турпродукта. Спросом пользуются охотничьи и рыболовные туры, но они могут быть разработаны и без этнического компонента.
Продолжая тему спроса на этнографический турпродукт, необходимо остановиться на группах потенциальных потребителей. Можно выделить несколько таких групп. Первая из них нацелена именно на этнографический продукт, это исследователи традиционной культуры. Данную категорию интересует этнография как таковая, чаще всего это зарубежные исследователи, готовые проживать в местах традиционного природопользования, довольствоваться малым, чтобы не нарушать уклада жизни аборигенов. Но такие люди не ездят по туристическим путевкам. Они, как правило, договариваются с кем-то из местных жителей и живут у них на правах гостя. Казымская территория всегда была притягательна для исследователей именно благодаря большой сохранности традиционной культуры, поэтому здесь всегда кто-то есть из российских или зарубежных этнографов. К примеру, в настоящий момент в д. Юильск находится студентка из Японии. Этнографы - это люди высокой культуры, в большинстве своем имеющие ученую степень или являющиеся аспирантами различных вузов, но как правило, не имеющие большого достатка, а потому не могут основным потребителем этнографического турпродукта.
Вторая группа - журналисты, фотографы, для которых посещений мест с этническим компонентом является не только средством самореализации, карьерного роста и заработка. Неоднократно на Казымскую территорию приезжал фотограф из Америки, журналисты и тележурналисты из Германии. Это - довольно взыскательная группа потребителей которой требуется именно этнический турпродукт без каких-либо шоу. Обычно с такими туристами заключаются, так называемые, бартерные сделки. Они не платят больших денег за организацию тура, компенсируя рекламой в своих СМИ. Для этой категории клиентов можно организовывать фото-видео-туры, предварительно согласовывая и составляя индивидуальную программу посещения.
Следующая группа потенциальных потребителей - люди, уставшие от городского шума и суеты, желающие отдохнуть на лоне природы. Как правило, им не требуется особых удобств, но и развлечения их особо не интересуют, в том числе этнические. Заявки на такие туры поступают постоянно. Для этой категории подойдет тур «Осенние мотивы».
Следующая группа - любители приключений и экзотики. Обычно, это люди, пресыщенные организованным отдыхом на пляжах, и для разнообразия могут позволить себе съездить в какое-нибудь глухое место. Таким людям в качестве экзотики требуются небольшие шоу-программы в вечернее время. Для таких потребителей разработаны однодневные туры на праздник День оленевода, или индивидуальные туры и путешествия.
Две группы потенциальных посетителей выделены нами при анализе демографических данных посетителей сайта этник.ру. Наиболее часто посещают сайт женщины в возрасте от 25 до 34 лет, вторая группа - женщины от 35 до 44 лет и на третьем месте мужчины от 25 до 34 лет. Женщины чаще всего посещают страницу «Северные ягоды» и «Орнамент», мужчин больше интересуют охота и рыбалка. Таким образом, можно сформировать еще две группы потребителей этнотуров: женщинам можно предложить туры-семинары по этнодизайну традиционным ремеслам в период сбора дикоросов, мужчинам - охотничьи и рыболовные туры, а также путешествия небольшими группами по индивидуальной программе.
В целом проект рассчитан на 3-4 года, здесь представлена часть проекта, которую предполагается реализовать в течение года: с января по декабрь 2012г.

На 1-м этапе (январь-февраль 2012 г.) предполагается создать Координационный Совет по развитию этнографического туризма на Казыме, как общественную структуру, позволяющую объединить усилия всех заинтересованных лиц. В этот же период планируется создание реестра юридических лиц, семей, общин, отдельных мастеров, носителей фольклорных традиций и т.д., готовых оказывать те или иные виды услуг. Совет будет оказывать поддержку субъектам турбизнеса в оформлении документации, бизнес-проектов, разработает несколько новых туров и заключит договоры с официальными туроператорами на территории Югры и Уральского федерального округа, займется поиском инвесторов. Будет закуплена часть инвентаря и оборудования, которая позволит принять гораздо большее количество гостей на День оленевода, который состоится в конце февраля.
2-й этап (март-май 20012г.) В этот период предполагается вплотную заняться обустройством арендованного здания столовой, где необходимо провести в здании ремонтно-восстановительные работы, оборудовать мини-гостиницу, Школу ремесел, Информационный центр.
3-й этап (июнь-сентябрь 2012 г.) В этот период основной упор будет сделан на прием туристов. Планируется провести в летне-осенний период несколько туров. С открытием навигации будет также завезено оборудование и материалы на Нярсагорт и начато строительство жилой избушки, бани, столовой. Одновременно будут начаты работы по сооружению на базе «Этнографического выставочного зала с. Казым» мастерской по керамике и металлообработке. Будет приобретена часть техники и оборудования. Необходимо также выбрать место под сооружение парка национальных аттракционов «ЭтноLand» и заказать проектно-сметную документацию.
4-й этап (октябрь-декабрь) - приобретение остального оборудования и техники, подготовка базы Нярсагорт для приема гостей в зимнее время.


Ожидаемые результаты

- создание развитой инфраструктуры этнографического туризма через укрепление материальной базы существующих объектов и создание нового элемента - парка национальных аттракционов «ЭтноLand»
- создание новых структур, задействованных в туристическом бизнесе: 2 ИП, 1 АНО
- привлечение жителей территории в новый бизнес - 20 человек
- Привлечение туристов на территорию - ежегодно до 1000 чел.
- повышение благосостояния жителей территории.
- сохранение и развитие традиционных промыслов и ремесел.
- повышение мотивации молодежи для возращения в родные места.
Этнографический туризм - это не пляжный отдых у моря, где счет идет на десятки и сотни миллионов отдыхающих. Поэтому экономический эффект не может быть получен моментально. Как справедливо указано в Программе развития КМНС на 2011-2013 гг. «...развитие коренных малочисленных народов Севера автономного округа нацелено на получение в первую очередь социального эффекта, а через него опосредованно экономического эффекта». Дополнительный заработок для людей, имеющих маленький доход, позволит сократить государственные дотации; создание рабочих мест, прежде всего для молодежи, даст возможность жить и работать на родной земле. Этнографический туризм относится к устойчивому (или альтернативному туризму), который подразумевает большую социальную ответственность, выполнение обязательств по отношению к природе, а так же вовлечение местного населения во все процессы, связанные с управлением туристической деятельностью. Представление своей культуры для других людей, позволяет молодежи и детям углублять традиционные знания, формирует коммуникабельность, развивает творческие способности. Развитие туристической сферы на местах дает толчок для развития малого бизнеса и частного предпринимательства, народных промыслов, производства сувенирной продукции.


Дальнейшее развитие проекта и будущее финансирование.
В последующие годы основное внимание будет уделено строительству парка национальных аттракционов «Этноland». Предполагается в течение 2013-2014 гг. завершить основное строительство, параллельно запустить несколько аттракционов, не требующих больших вложений. Запустить парк на полную мощность планируется в 2015 г. Именно парк «ЭтноLand» может стать «фишкой» для этнографического туризма не только на Казыме, но и в округе. Подобных проектов в округе нет, название парка невольно ассоциируется с «Диснейлендом», куда едут туристы со всего мира. В то же время это, безусловно, этнографический турпродукт высокого качества, который при правильной организации и грамотному маркетингу может приносить устойчивую прибыль.
Будут разрабатываться и новые турпродукты. В последнее время в крупных городах (Москва, Санкт-Петербург) особым спросом пользуются туры-семинары и туры-тренинги, в результате участия в которых люди открывают для себя и в себе новые способности. Авторский коллектив проекта работает в этом направлении. В настоящий момент идет разработка туров-семинаров «Сновидение как окно в мир собственной души», «Шаманские практики», «По местам силы». Для людей, придерживающихся традиционных верований будут разработаны паломнические туры к местам поклонения Казымской Богине.